Не женское дело: как сапожница из Цхинвала сломала стереотип

© Sputnik / Наталья АйриянФатима Валиева
Фатима Валиева - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Профессию сапожника всегда было принято считать мужской, однако женщина из Южной Осетии может легко оспорить это утверждение

Элина Габараева

Четверть века Фатима Валиева посвятила ремонту обуви. В молодости она работала по специальности – бухгалтером. В свой профессиональный праздник – Международный день сапожника, мастер рассказала Sputnik о трудовых буднях и о том, что ее привело в сапожную мастерскую. 

"Сначала я работала на квайсинском рудоуправлении бухгалтером, потом перевелась на предприятие "Цхинвал-торг". Замуж я вышла за сапожника. Часто ему помогала, так со временем и сама научилась чинить обувь. В 1995 году начала работать сапожником и до сих пор получаю удовольствие от того, что делаю", - говорит мастерица.

Осваивать новую профессию она начала в мастерской на одном из городских перекрестков, в цхинвальский Дом быта она перешла в 2004 году, после кончины супруга.

"Здесь изначально условия были не очень хорошие, стены были из фанеры и покрашены в цвет фасада. Поэтому особо не выделялись на общем фоне. Зимой здесь невозможно было сидеть – мерзла. За последние годы нам отремонтировали здание и моя мастерская тоже преобразилась", - рассказывает Валиева.

© Sputnik / Наталья АйриянФатима Валиева
Не женское дело: как сапожница из Цхинвала сломала стереотип - Sputnik Южная Осетия
Фатима Валиева

Теперь в мастерской новые стеклопакеты, здесь тепло и светло. Глядя на окна мастерской, сразу можно догадаться, что здесь работает женщина - по розовым шторам.

"Теперь у меня есть все, что надо, и, главное, - тепло", - отмечает она.

Кроме мастерской Фатимы Владимировны, на первом этаже здания располагаются еще несколько мастерских, где тоже ремонтируют обувь. По словам Валиевой, конкуренции между коллегами нет, наоборот, когда много работы - выручают друг друга.

"Я специализируюсь на починке спортивной обуви. Могу ушивать сапоги, когда они широкие, меняю змейки и замки. Набойками и каблуками не занимаюсь – слишком тяжелая работа. Мне нравится, каждый день приносят что-то новое", - говорит сапожник.

Основная масса клиентов - молодежь, которая приносит спортивную обувь.

© Sputnik / Наталья АйриянФатима Валиева
Не женское дело: как сапожница из Цхинвала сломала стереотип - Sputnik Южная Осетия
Фатима Валиева

"Сначала, естественно, надо оценить степень сложности, в ходе работы всплывают и другие погрешности, которые тоже надо подправить. Я за это дополнительно деньги никогда не беру. Зашиваю обувь шелковой нитью", - отмечает Фатима Владимировна.

Повышение квалификации происходит в мастерской Валиевой - выезжать не приходится.

"Мы новому учимся здесь же. Когда выпускается новая модель обуви, нужно придумывать и новую технику ее ремонта. Так самостоятельно и учимся – благодаря ловкости рук и набору сапожных инструментов", - говорит мастерица.

Сапожник отмечает, что лучше покупать качественную обувь – она и носится больше, и ремонтировать ее легче.

"С кожей работать легче. Кожзам быстро разъедается клеем. Бывает обувь с такой подошвой, что ни один клей ее не склеивает, в основном это капрон. С лаковой обувью тоже приходится долго возиться. Качественный лак поддается ремонту, некачественный – рвется", - отмечает она.

© Sputnik / Наталья АйриянФатима Валиева
Не женское дело: как сапожница из Цхинвала сломала стереотип - Sputnik Южная Осетия
Фатима Валиева

Фатима Владимировна выполняет работу любой сложности – начиная от простой латки и заканчивая заменой подошвы.

"Если порван носок кроссовки, то могу ее заменить полностью на кожу - реставрировать. Это самая трудная работа, иногда на нее уходит около трех дней. У меня есть постоянные клиенты, которые берут обувь средней носкости, а я потом меняю им переднюю часть", - говорит она.

Хорошая кожа служит долго, утверждает мастер, качественная кожаная обувь может прослужить более десятка лет.

"Скажем шевро - тонкая кожа для обуви, ее выделывают из шкур овец и коз, она служит около пяти лет. Хромовая (свиная) кожа чуть грубее, но она прочнее, прослужит вдвое дольше", - добавляет Валиева.

Она отмечает, что на жизнь ей хватает и менять профессию не собирается.

"За большой прибылью не гонюсь – богатой уже не стану. И менять ничего не хочется – поздновато", - говорит Фатима Владимировна.

Помимо обуви, Валиева ремонтирует и сумки, может менять фурнитуру и ставить латки.

Лента новостей
0