Диана Козаева
Для учительницы биологии цхинвальской второй школы Ирины Гучмазовой, как и для тысяч простых жителей Цхинвала, день 23 ноября 1989 года стал полной неожиданностью. В тот день вся Осетия праздновала один из самых значимых для народа религиозных праздников Джеоргуыба.
Именно к этому священному для каждого осетина дню власти Грузии приурочили свой "мирный митинг", собрав для участия в нем тысячи самых ярых националистов, уголовников. Сорокатысячная толпа двигалась на Цхинвал.
"Это был религиозный праздник, христианский праздник, и ведь они (грузины) тоже христиане. Это потом я поняла, что все их нашествия происходили в святые дни, например 6 января 1991 года, в день Рождества Христова. Наверное, они думали, что бог поможет им в таких походах", - говорит Ирина Ильинична.
Она уверена, что в этот день все святые, напротив, встали на защиту осетин и помогли им выстоять.
Этот день стал началом бесконечной череды тяжелых для Осетии лет. Ирина Ильинична говорит, что эта война продолжается до сих пор, только приняла другие формы - сражения теперь происходят на информационном поле.
В тот день они с соседями сидели во дворе дома. Несколько грузинских семей, которые жили там же, стояли поодаль вместе.
"У нас был очень дружный двор. И даже если за столом сидели десять осетин и один грузин, то все говорили по-грузински, в знак уважения. И вдруг эти несколько семей скучковались и стояли как-то обособленно. Слухи уже ходили разные, но я не верила, что грузины могут просто так прийти", - вспоминает она.
В это же время на улице находились дети, тогда еще никто не думал о том, кто чей ребенок - грузинский или осетинский. К женщинам подбежал один из мальчиков и передал слова своего товарища-грузина, который говорил своим друзьям, что им нужно поскорее уезжать, пока тоннель открыт.
Ирина Ильинична подошла к своим соседям, чтобы спросить, что же на самом деле происходит.
"Мне сказали, что к нам едут на автобусах с мирным митингом очень много людей. И даже тогда я не могла поверить в это. Через некоторое время мы услышали, что грузины уже у въезда в город, все побежали туда. Ребята уже стояли там, грузовик с кирпичом уже был там, начал подтягиваться город", - вспоминает она.
Начались бесконечные переговоры. Ирина Ильинична считает, что грузины были поражены стойкостью осетинских ребят и не посмели пройти. Она уверена, что мирного митинга бы там никак не получилось.
Ирина Ильинична вспоминает долгие годы борьбы, митингов, обращений, которые, наконец, были услышаны и привели к тому, что Южная Осетия обрела свою независимость.
Педагог уверена, что в мирное время очень важно знать историю и помнить о таких значительных ее страницах.
Сегодня она руководит гимназией "Альбион" и прилагает много усилий, чтобы новое поколение знало и интересовалось тем, как происходило становление государства, гражданами которого они являются.
"Недавно мы пригласили на беседу с детьми защитников Бала Бестауты, Гурама Плиева, Махара Плиева, Алана Джигкаева, Геннадия Плиева. Это ребята, которые были одними из первых, кто преградил путь грузинам в ноябре 89-го. Они рассказывали о том, что происходило в тот день. Ребята сидели и слушали их, затаив дыхание", - говорит Ирина Ильинична.
Она считает, что знания поколения, выросшего после войны, о новейшей истории Южной Осетии оставляют желать лучшего и эту ситуацию надо выправлять.
"Я бы хотела, чтобы у нас был хороший учебник новейшей истории. Дети обязательно должны знать ее", - подчеркнула педагог.
День мужества и народного единства отмечают в субботу в Южной Осетии. Дата связана с первой попыткой Грузии установить контроль над республикой: 23 ноября 1989 года под предлогом проведения мирного митинга в Цхинвал попыталась прорваться многотысячная националистически настроенная вооруженная толпа, которая была остановлена несколькими молодыми парнями у въезда в город. Позже в этом месте собралось почти все население города. События 30-летней давности стали началом активной фазы борьбы Южной Осетии за право на самоопределение.