Фатима Плиева
В селе Ардзынараг Цхинвальского района Южной Осетии осталось всего три семьи. Жители села считают, что о них забыли. Чтобы воспользоваться мобильной связью, людям приходится взбираться на холм, до рейсового автобуса их подвозит на тракторе местный житель, редкие гости наведываются в село лишь для того, чтобы увидеть архаичную водяную мельницу, или купить скот.
Последняя в Южной Осетии
Изобретение времен Древнего Рима и Греции до сих пор в рабочем состоянии в селе Ардзынараг. В этом ущелье действует единственная в Южной Осетии водяная мельница, в других местах давно перешли на электрические. Да и необходимости в них уже нет – люди предпочитают покупать готовую муку.
"Я помню, как кипела жизнь в селе. У каждой фамилии была своя мельница. Жернова крутились без остановки", – рассказывает жительница села Венера Утарова.
Кукуруза в деревянной "воронке" мельницы потихоньку сыпется вниз. За час можно смолоть до килограмма муки. Она отличается от покупной муки снежной белизной, в ней невозможно найти ни одного комочка.
Женщина аккуратно собирает муку и говорит, что из нее получается самый вкусный на свете хлеб.
"Недавно я повезла муку в Цхинвал на продажу. Те, кто ее попробовал, и сегодня просят привезти еще, но я редко езжу в город", – говорит Венера.
Общественный транспорт в село не ездит. Автобус доезжает до соседнего села Бикар. Чтобы добраться до него, надо преодолеть три километра.
"Дорога длинная, и я отвожу ее на тракторе. К нам приехали сотрудники управления автотранспорта, пообещали выделить автобус. Он и вправду приезжал к нам четыре раза, а потом пропал", – говорит муж Венеры, Василий Чиаев.
Дружба заклятых врагов
Несмотря на проблемы, семья живет дружно, теплые отношения установились и между двумя непримиримыми врагами – собакой и кошкой. С виду злой Туган, в холодную погоду греет на спине своего "злейшего врага".
"Мой сын просит, чтобы я переехала в город, но что мне там делать? Здесь рядом речка течет, в моем огороде растет все. Содержим скот, правда и медведь к нам часто наведывается, но мы неплохо живем", – говорит Василий.
Шесть голосов за президента и ветхая крыша
Беззаботную жизнь семьи омрачает лишь состояние их дома. Крыша протекает, кровать поверх одеяла накрыта целлофаном, потолок весь в желтых разводах. Стены дома грозят рухнуть под дождем.
"Во время войны сюда не ступала нога грузина. Я приютила жителей всех близлежащих сел, они даже не помещались за моим длинным столом, поэтому обедали в две "смены". Я и сегодня слышу слова благодарности от людей. Но сама нахожусь в трудном положении, очень прошу руководство помочь отремонтировать мне крышу", – говорит Венера.
Свою проблему она описала и в заявлении руководству, но ответа на него все еще не получила. Своими силами такие траты супруги осилить не могут, женщине необходима операция на ноге, а пенсию она получает мизерную.
"Я не надеюсь на это заявление, но если бы у меня получилось попасть на прием к президенту, возможно, мой вопрос разрешился бы. Во время предвыборной кампании я упрашивала сельчан проголосовать за Анатолия Бибилова. Благодаря мне, за него отдали свои голоса шесть человек", – рассказала Венера.