"Не сделаешь, нанесу удар по Тбилиси": Руцкой о войне в Южной Осетии и разговоре с Шеварднадзе

© Sputnik / В. Чистяков / Перейти в фотобанкАлександр Руцкой (справа) приветствует российских солдат
Александр Руцкой  (справа) приветствует российских солдат - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Политик рассказал, как "погасил" агрессию против республики в 1992 году и предложил решение, как раз и навсегда закрыть вопрос о конфликте между двумя кавказскими государствами

ЦХИНВАЛ, 5 сен – Sputnik, Диана Козаева. Новые провокации Грузии против Южной Осетии можно закончить только одним способом: дать возможность провести в республике референдум и принять ее в состав России. Об этом заявил бывший вице-президент России Александр Руцкой в интервью иранскому журналисту Хаялу Муаззину, который побеседовал с политиком специально для Sputnik Южная Осетия.

В июне 1992 года, в разгар агрессии Грузии против Южной Осетии, Руцкой отдал приказ о нанесении авиационных ударов по грузинской группировке, обстреливавшей Цхинвал, и позвонил тогдашнему президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе, пригрозив бомбардировкой Тбилиси. Боевые действия прекратились. 24 июня 1992 года Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе при участии представителей Северной и Южной Осетии подписали Сочинское соглашение о прекращении огня.

Мина замедленного действия

В беседе с Муаззином бывший вице-президент РФ рассказал о предыстории грузино-осетинского конфликта и о том, к чему в свое время привели ошибки советского руководства.

"В 1922 году тогдашним советским руководством была заложена мина замедленного действия – осетинский народ разделили на две части, Северную и Южную Осетию. Именно тогда все это и началось. Не будем трогать период с 1922 по 1989 год, были столкновения, убивали, резали, ненавидели друг друга, в конечном итоге это все переросло в бойню", – рссказал Руцкой.

Он напомнил об обращении Южной Осетии в 1989 году к Верховному Совету Грузии с просьбой изменить статус автономной области на автономную республику в составе ГССР, на что был получен отказ.

Все это, по словам Руцкого, вылилось в кровопролитие и откровенный геноцид осетинского народа.

"В апреле 1990 года был принят закон о порядке выхода из состава СССР, тем самым Верховный совет страны тоже заложил мину замедленного действия под тему развала Союза. На основании этого закона Грузия объявила о своем суверенитете, а Южная Осетия, пользуясь этим законом, объявила о статусе республики и выходе из Грузии. Что делает Грузия? Вводит войска в Южную Осетию. Начинается бойня. Тогда погибло около трех тысяч человек, были ранены – около двух тысяч, более 20 тысяч беженцев, ситуация раскрутилась уже не в масштабах какого-то маленького региона, а в масштабах всего Кавказа", – говорит бывший вице-президент.

Никто никому не давал права убивать людей

Политик считает, что действия тогдашнего руководства Советского Союза по урегулированию конфликта были неправильными и необдуманными. Он уверен, что в отношении Грузии надо было сразу же применить силу, чтобы урезонить их притязания и избежать последующих конфликтов и большого количества жертв.

"Каковы были действия Советского Союза? Мы все знаем Горбачева, это просто размазня, который в итоге предал СССР и сделал все, чтобы союз распался. Верховный совет СССР дает ему полномочия на урегулирование конфликта между Южной Осетией и Грузией, вместо того, чтобы ввести туда войска и дать по роже тем, кто отказался входить в состав СССР, потому что даже референдум о сохранении Советского Союза Грузия не проводила. Я рассуждаю так и это моя философия – никто никому не давал права убивать людей. Ни под каким предлогом. Если нелюди дают себе такое право, они – вне закона, и подлежат уничтожению. Однозначно. Иначе они не поймут", – заявил Руцкой.

"Позор Ельцину!"

Последующие действия руководств Грузии и СССР вокруг грузино-осетинского конфликта бывший высокопоставленный чиновник назвал "мышиной возней" и рассказал, что не раз предлагал президенту Борису Ельцину перейти к более решительным действиям для прекращения войны.

"Это кровопролитие и геноцид начал Звиад Гамсахурдия. Все помнят его главный тезис: "Грузия для грузин!". Но, минуточку. На территории Грузии проживало около сорока народностей. Они что, не люди?" – задается он вопросом.

Ошибкой политик назвал и встречу Ельцина с Гамсахурдия без представителей Южной Осетии, на которой был подписан договор об урегулировании конфликта. Через день, напомнил Руцкой, в Южной Осетии проходит митинг с лозунгами примерного содержания: "Позор Ельцину, подписавшему договор с фашистами Грузии!".

© Sputnik / Сергей Титов / Перейти в фотобанкСобытия в Южной Осетии в 1990-х годах
Не сделаешь, нанесу удар по Тбилиси: Руцкой о войне в Южной Осетии и разговоре с Шеварднадзе - Sputnik Южная Осетия
События в Южной Осетии в 1990-х годах

"Негодяи и мерзавцы понимают только силу"

Новый виток напряженности случился в 1991 году после того, как Южная Осетия приняла решение о статусе независимой республики в составе Российской Федерации. В ответ Грузия снова ввела войска в республику. А поездки в зону конфликта российских политических деятелей Галины Старовойтовой, Геннадия Бурбулиса, Андрея Козырева привели к еще большему разжиганию конфликта, считает Руцкой.

Он рассказывает, что предупреждал Бориса Ельцина о том, что "это все дальше продолжаться не может", что у российского руководства неправильный подход к урегулированию конфликта.

"Он просит подождать. Потом свергают Гамсахурдия, к власти приходит Эдуард Шеварднадзе. Без сомнения, свержение Гамсахурдия было подстроено Шеварднадзе. Он, вместо того, чтобы остановить конфликт – все-таки он бывший министр иностранных дел, первый секретарь Компартии Грузии, опытный, умный, последовательный человек – не прекращает его, а, наоборот, усиливает. Я сказал Ельцину, что пока эти негодяи не получат по роже, они не поймут и будут продолжать изображать из себя величие и вседозволенность. Я считал, что на эти хамство и наглость надо просто ответить соответствующим образом, надо дать основательно по харе, а потом пригласить подписать договор о прекращении всего этого", – делится воспоминаниями Руцкой.

Тогда он предложил президенту свой вариант действий в зоне грузино-осетинского конфликта – выяснить, где располагается крупнокалиберная артиллерия грузин, и если они снова начнут обстреливать Цхинвал, нанести удар по этим точкам.

© Sputnik / Виталий Савельев / Перейти в фотобанкБывший вице-президент РФ Александр Руцкой
Не сделаешь, нанесу удар по Тбилиси: Руцкой о войне в Южной Осетии и разговоре с Шеварднадзе - Sputnik Южная Осетия
Бывший вице-президент РФ Александр Руцкой

Помимо этого, вице-президент решает сам руководить этими действиями и предлагает Ельцину уйти в отпуск.

"Я спросил, хочет ли он, чтобы это прекратилось и мы ввели туда миротворцев. Ельцин сказал "да". Я предложил ему уйти в отпуск, а я разберусь. Но перед этим чтобы он дал команду силам Северо-кавказского округа на выполнение моих указаний. Ельцин уезжает в отпуск, через два-три дня звонят из Цхинвала и говорят, что город снова обстреливают. Я даю команду нанести удар по артиллерийской группировке грузин", – рассказывает Руцкой.

Предварительно он звонит Шеварднадзе и предупреждает о возможных последствиях обстрела Цхинвала, однако президент Грузии отказывается признать участие своих вооруженных сил.

Станислав Кочиев - Sputnik Южная Осетия
Дагомысское закулисье: Руцкой и Хасбулатов стояли горой за Южную Осетию

"После нашего удара по артиллерии грузин перезванивает Шеварднадзе и орет так, что у него аж голос срывается. Я его спокойно выслушал и говорю: "У тебя три часа, чтобы убрать остатки артиллерии от Цхинвала. Если ты этого не сделаешь, я нанесу удар по Тбилиси". И война закончилась. Потому что негодяи и мерзавцы понимают только силу. По-другому они не реагируют на человеческие предложения", – говорит Руцкой.

Он напомнил о последующих попытках Грузии решить вопрос силовым путем, отметив, что в 2004 году тогдашний грузинский президент Михаил Саакашвили попытался вновь устроить бойню.

"Успокоили. В 2008 году он одурел и наносит удар по нашим миротворческим силам. Помните, что в ответ получили грузины? Единственная ошибка, которую допустили в 2008 году, - надо было дойти до Тбилиси", – рассуждает политик.

"Я добрый человек"

Он говорит, что многие могут его осуждать за подобные суждения и даже называть жестоким человеком.

"Но я не жестокий. Я добрый человек. Для меня лично не имеет никакого значения, кто какой национальности и какого вероисповедания. Я ко всем отношусь так же, как к своим русским соотечественникам. У меня один критерий – порядочность. Если человек порядочный, он для меня друг. Вот мое отношение к людям. Но, к сожалению, это не все понимают", – говорит Руцкой.

"Чего мы тянем?"

Известный политик делится и своим мнением о сегодняшних отношениях между Южной Осетией и Грузией, и предлагает решение, как раз и навсегда закрыть вопрос о конфликте между двумя кавказскими государствами.

"Сегодняшние провокации можно закончить одним способом – отменить решение от 1922 года о разделе Осетии на две части, дать возможность осетинам провести референдум, объединить и войти в состав Российской Федерации. 95 процентов населения Южной Осетии являются гражданами России. Чего мы тянем? Кого мы боимся?" – говорит он.

По словам Руцкого, то же самое происходит сегодня в Донецке, Луганске, "где безнаказанно убивают людей". Этим республикам, по мнению политика, так же надо дать право выбора – стать самостоятельными республиками или войти в состав РФ.

"Каждая нация имеет право на самоопределение. Надо просто дать возможность осетинам объединиться, это единый народ, его нельзя делить. Поэтому ошибку 1922 года можно исправить только таким образом. Тогда я посмотрю, как будут дергаться грузины, в плане нападать на осетин, или не нападать. Такого желания у них больше не будет. Вот и все", – уверен он.

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкАлександр Руцкой
Не сделаешь, нанесу удар по Тбилиси: Руцкой о войне в Южной Осетии и разговоре с Шеварднадзе - Sputnik Южная Осетия
Александр Руцкой

"Осетия – это моя политическая молодость"

Руцкой говорит, что ко всем народам относится одинаково, но Осетию считает своей политической молодостью.

"Я окончил академию Генштаба и принял решение идти в политику не карьеру делать. Я был не согласен с той дурацкой, идиотской перестройкой, которую проводил Горбачев. Поэтому пришел в политику, когда увидел, что нами управляют из вашингтонского обкома, народное достояние страны просто разворовывают, восстал и против Ельцина. Ну, и видел, кто он такой и на что способен. К глубокому сожалению, я оказался прав в том, чем это закончится", – отметил он.

Политик добавил, что стабильность и мир на земле могут быть только в одном случае – "если мы сильные".

"К слабому возможно только сострадание. А если мы сильные, народы и народности объединены в единое целое - мы можем постоять за себя. Разобщенность приводит к тому, что мы наблюдали по событиям в Южной Осетии", – заключил он.

Лента новостей
0