Диана Козаева
Петр Техов и Клара Котаева живут в счастливом браке уже более полувека. В будущем году они отметят сразу два юбилея – Петру исполнится 80 лет, Кларе – 75. Супруги провели на сцене более двадцати лет, а их слава и звание самой прекрасной пары Государственного ансамбля песни и танца "Симд" быстро разнеслась не только по Советскому Союзу, но и далеко за его пределами.
Танец должен идти от сердца
Их мастерством и грациозностью восхищались во многих странах мира, им рукоплескали во Франции, Испании, Германии, Бельгии, на Сицилии. Они покоряли зрителя, который мечтал еще раз увидеть их на сцене.
"Это все потому, что танец шел от сердца. Это были не просто движения рук и ног, я горел этим, проживал жизнь на сцене, и зритель это видел и чувствовал", – говорит Петр Пирузович.
С будущей супругой они познакомились в начале 60-х годов прошлого столетия. Клара Герисоевна тогда танцевала в хореографическом кружке под руководством легендарного Мэлса Шавлохова. Она до сих пор с восторгом и глубоким уважением вспоминает о своем первом учителе.
"Он буквально выжал из меня все соки, учил не только технике танца, но даже тому, куда должны быть направлены глаза, каким должно быть выражение лица, что я должна чувствовать во время танца. Все это вложил в меня именно Мэлс Шавлохов", – говорит она.
Трудности делали меня сильнее
В 1961 году Петр и Клара приняли участие в олимпиаде в Тбилиси, где исполнили танец "Хонга". После этого выступления в руководстве области распорядились, чтобы именно эта пара стала лицом ансамбля "Симд".
"Меня как раз встретил Петя и сказал, что меня ищут в ансамбле. Я переспросила, что за ансамбль. Я даже не знала, что это", – вспоминает Клара Герисоевна.
Уже в 14 лет она стала солисткой Госансамбля "Симд". Юная танцовщица всего за одну неделю выучила весь репертуар ансамбля.
"Я гордилась, что работаю с таким коллективом. Я застала очень сильных танцоров, особенно мужскую группу, и это еще больше двигало меня вперед, заставляло меня еще больше работать над собой", – рассказывает она.
Балетмейстеры из Грузии, Москвы, которых в те годы часто приглашали для работы с "Симдом", всегда выделяли молодую солистку из массы. Это нравилось не всем членам сложного творческого коллектива, случались и "подножки", но все эти трудности только делали сильнее юную амбициозную девушку.
Копилка воспоминаний
Клара Герисоевна листает старые фотографии в телефоне – эта копилка счастливых воспоминаний всегда с ней. Она до сих пор помнит каждое выступление на сцене, каждое событие на длинном творческом пути, когда слава и почет окружали их со всех сторон, а на улице их узнавал каждый прохожий.
Она никогда не позволяла себе отдыхать.
"Мы были в Грузии на гастролях. Я на девятом месяце беременности танцевала "Азербайджанский танец", а через две недели после возвращения домой родила старшую дочь. Потом говорили, что супруги Теховы взяли откуда-то ребенка", – вспоминает она.
Через несколько месяцев после рождения первенца у ансамбля намечались новые гастроли – на Урал. Но супруги не могли оставить маленького ребенка, и Клара была готова отказаться от поездки. Однако тогдашний министр культуры Залихан Чабиева поставила ультиматум – или супруги вместе едут на гастроли, или же они отменяются.
"Она сказала, что будет приносить ребенку материнское молоко, а главврач детской поликлиники будет за ним ухаживать. Они сделали все, чтобы не отменять гастроли, а мы уехали на два месяца", – рассказывала она.
За отказ поехать на гастроли после рождения второго ребенка, сына Джамболата, Клару даже уволили из ансамбля. Она не смогла оставить ребенка, который внезапно попал в больницу перед очередным выездом. Тогдашний худрук ансамбля Павел Битиев не стерпел подобного отказа и прямо в дороге подписал приказ об увольнении.
"Это стало для меня ударом. К тому времени я проработала в ансамбле уже около 15 лет, была настоящей звездой, и вдруг такое", – вспоминает Клара.
В ансамбле она была восстановлена после вмешательства первого секретаря югоосетинского облисполкома Феликса Санакоева. А Павел Битиев всячески пытался загладить вину перед примой ансамбля.
"Тогда в цхинвальское ателье привезли новый материал, и он сказал, чтобы я сшила платья на сцену по своему вкусу. Я танцевала все лирические танцы, на любом концерте три сольных танца были мои. И я пошла и сшила себе платья. Когда я принесла их, он посмотрел на меня и сказал: прости меня! Эти воспоминания всегда со мной, такое нельзя забыть", – говорит она с легкой ноткой ностальгии.
Однажды, чтобы супруги спокойно поехали на гастроли, не переживая за своих детей, Феликс Санакоев даже приказал спустить воду в городском озере, куда постоянно бегал купаться их сын.
Я мечтал танцевать
Звезды Петра и Клары в осетинской хореографии засияли почти одновременно.
После окончания школы Петр с мамой переехали в село Мамысанта. Однажды он проходил мимо здания, где ансамбль "Симд" проводил репетиции. Юный Петр подглядывал за танцующими в окно, его настолько заворожило увиденное, что он решил непременно попробовать свои силы в национальном танце.
"Я смотрел на них, и волосы вставали дыбом. Я мечтал стоять рядом с ними и танцевать. Наверное, Бог слышит молитвы. В ансамбль меня привел Ботаз Сланов, он помог мне поступить в хореографическое училище в Тбилиси, где я проучился два года, а после возвращения сразу стал неотъемлемой частью ансамбля", – рассказывает он.
Петр уже год танцевал в "Симде", когда туда пришла его будущая супруга.
"Я положил на нее глаз, как только эта красивая девушка появилась в дверях. Красавица, она была похожа на пончик", – шутит он и ласково смотрит на спутницу жизни.
Петр Техов был первым, кто станцевал "Плавный танец" на носках. Никто и никогда до него этого не делал.
"Я три минуты протанцевал на носках. Нам так аплодировали… И, наверное, моя любовь к Кларе придавала мне стимул, давала такие силы, что я даже не уставал. Это очень сложный танец, и если ты танцуешь не от сердца, зритель это почувствует. У меня самого волосы вставали дыбом, когда я выходил на сцену", – говорит он.
История любви
Петр Пирузович с удовольствием вспоминает, как зарождалась будущая семья. Он рассказывает, что когда его возлюбленная плыла рядом с ним в танце, он чувствовал, будто весь мир у него в руках.
Через некоторое время его призвали на службу в армию. Он уехал в Батуми, но перед этим успел обручиться с Кларой. Спустя месяц службы, к нему приехала невеста с другом.
"Я был в строю, и вдруг сослуживцы начали перешептываться – смотрите, какая красивая девушка. Я оглянулся и увидел ее… Как она изменилась? Стала еще красивее, мое сердце разрывалось от радости. Я вышел из строя и подбежал к ним. А тогда выйти из строя значило попасть на гауптвахту, но командир не сказал ни слова, а когда я ему все рассказал, мне дали увольнительную на три дня", – рассказал Петр.
В 1965 году он вернулся из армии, а через год Петр и Клара сыграли свадьбу.
"С тех пор мы вместе, а мне за вредность даже молоко не дают", – шутит Петр.
Жизнь после "Симда"
В 1982 году супруги ушли из ансамбля, в котором проработали более 20 лет. Они вспоминают, как их провожали со слезами на глазах.
В свое время знаменитых танцоров настоятельно приглашал в свой ансамбль хореограф Илья Сухишвили. Они отказались уезжать из Осетии, и тогда известный хореограф предложил отдать к нему в студию хотя бы их сына Джамболата, который тоже прекрасно танцевал. На это семья тоже не согласилась.
Однажды их пригласил в ресторан дядя Ильи Сухишвили, руководивший студией танца. Он всегда говорил, что танец рождается в Осетии.
"Он сказал, что сделал большой подарок своей студии, пригласив царицу Осетии. Он говорил, что танцоры должны быть только в Осетии", – рассказала Клара Герисоевна.
В 1983 году супругов пригласили в Москву, где они вышли на сцену всей семьей – Петр и Клара с сыном и дочерью синхронно станцевали "Плавный танец".
После ухода из "Симда" супруги создали в югоосетинском пединституте молодежный ансамбль "Фат" (Стрела), с которым побывали на гастролях в Италии и Польше. Ансамбль достиг больших успехов, но всем планам помешали первые волнения в Южной Осетии.
Петр Пирузович вспоминает, что днем ребята репетировали, а ночью брали в руки оружие. Несколько его учеников погибли в первой войне в начале 90-х.
"Это очень обидно, что эту историю сегодня мало кто знает и помнит", – говорит он.
В 1994 году семья переехала в Северную Осетию. Там и Петр, и Клара проработали в местных домах культуры, передавали новым поколениям свои знания, секреты осетинского танца, которыми владели в совершенстве. Почти 13 лет они проработали в Алагирском доме детского творчества, где собрали молодежный ансамбль и подготовили профессиональных танцоров.
За столь яркий и насыщенный творческий путь и бесспорный вклад в осетинское искусство супруги получили звания Заслуженных артистов… ГССР. Петр Пирузович говорит, что, по слухам, они были представлены и к званиям Народных артистов Южной Осетии, однако эти разговоры так и не были подтверждены делом. Они – обладатели множества дипломов различных конкурсов, в том числе дипломанты ВДНХ СССР.
Ни на севере, ни на юге Осетии их заслуги никак не отмечены.
"Не заслужили, наверное", – тихо замечает Клара Герисоевна.
В 2000 году они отмечали юбилей в югоосетинском Госдрамтеатре. После вечера тогдашний глава администрации Цхинвальского района Хазби Чибиров прислал им письмо, в котором отметил их безграничный вклад в осетинское танцевальное искусство.
"Клара и Петя открыли в осетинской хореографии новую эпоху", – писал Хазби Алексеевич.
В 2012 году Петр Пирузович снова приехал в Цхинвал в качестве главного балетмейстера ансамбля "Симд", однако отношения со сложным и своенравным коллективом у жесткого дисциплинированного хореографа не сложились.
Клара Герисоевна с сожалением отмечает, что сегодня осетинский танец теряет свой смысл, традиции.
"Агъдау (традиции - осет.) в танце надо хранить так же, как и во всем остальном. В осетинском танце есть три стержня – симд, хонга и зилга. Если мы их забудем, то потеряем все наше искусство. Эти танцы должны быть на уровне, на высоте, а сегодня я этого не вижу ни на юге, ни на севере Осетии", – с искренним сожалением говорит она.
Юбилеи в будущем году супруги очень хотели бы отметить в Цхинвале, в возрожденном здании национального театра, и надеются, что здесь помогут им претворить эти планы в жизнь.
Танцоры скучают по сцене, которой посвятили много лет жизни, и находят отдушину, блистая в танце на свадьбах друзей и родственников, а люди, по-прежнему, с восторгом смотрят на эту красивую пару.