ЦХИНВАЛ, 6 авг - Sputnik, Ян Габараев. Точной информацией о начале войны 2008 года никто не обладал, но заявления тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили о добрососедстве никого не смогли ввести в заблуждение. Республика была готова к нападению в любой момент.
В госкомитете информации и печати Южной Осетии во вторник состоялась пресс-конференция с представителями Минобороны республики о событиях августовской войны.
Первые сигналы к полномасштабной войне прозвучали уже в начале августа 2008-го. Первого и второго числа грузинские снайперы начали обстреливать посты югоосетинских защитников.
"Обстрелы происходили в направлении столицы, села Дменис и Знаур – тогда в результате снайперских вылазок погибли несколько наших человек", - сказал замминистра обороны по работе с личным составом Игорь Алборов.
Значительные потери среди личного состава наступили уже в первые дни войны, в ночь с 7 на 8 августа: грузинским огнем было убито около 50 человек, десятки были ранены. Агрессор задействовал полный арсенал войны: чтобы сломить дух сопротивления, враг через своих людей в городе пытался сеять панику, распространяя слухи о гибели полевых командиров Южной Осетии.
"Мы старались пресекать эту дезинформацию на корню, поскольку мы поддерживали контакты с командованием и были в курсе, что они остаются на своих позициях и продолжают боевые действия", - отметил Алборов.
Как рассказал сотрудник оборонительного ведомства Инал Гобозов, к тому времени грузинские формирования в составе 800 человек в сопровождении 30 танков смогли захватить Знаурский район, продолжая продвигаться в сторону столицы республики.
"Враг подключил штурмовую авиацию в виде самолетов Су-25, которые, в том числе, вели огонь по беженцам. Мирное население едва могло понять, чьи это самолеты, и люди поначалу даже радовались – подумали, что это русские пришли на помощь", - сказал Гобозов.
Следующей целью грузинских войск стала база миротворческого батальона: массированным огнем враг уничтожил инфраструктуру миротворцев. Жертвами этого обстрела стали порядка 70 человек.
"Таких сил как у Грузии у нас не было, но каждый считал своим долгом отстоять все приграничные зоны, свою Родину", - заметил Алборов.
Роль ополчения в боевых действиях на территории Южной Осетии исторически оставалась громадной: так получилось и в 2008-м. Добровольцы формировались внутри города, приезжали на попутках в охваченный войной Цхинвал.
"Чтобы отличать друга от недруга, ополченцы обвязывали руку белой лентой. Потом пошел слух, что грузины переняли эту уловку, и наши ребята стали обвязывать обе руки", - рассказал Гобозов.
Зимой прошлого года на территории школы №6 - месте гибели национального героя, добровольца из Северной Осетии Аслана Агузарова, прибывшего на помощь южным братьям в августе 2008-го, - открыли памятную доску.
По словам Владимира Пухаева, среди главных факторов успешной обороны республики, помимо российской военной помощи, стала самоотверженность бойцов.
"Самое название "Чистое поле" подразумевало полное истребление осетинского народа. И когда человек готов отдать самое ценное ради своей земли – свою жизнь – то ему и Бог помогает, и пули его избегают", - сказал он.
Комментируя учения НАТО на границе, он подчеркнул, что безопасность республики зависит от боеспособности ее армии.
"Враг ждет, пока ослабнет наш главный союзник, он ждет, пока мы проявим слабость", - заключил он.
Грузия в ночь на 8 августа 2008 года обстреляла из реактивных систем залпового огня "Град" Южную Осетию, грузинские войска атаковали республику и разрушили часть Цхинвала. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. Москва 26 августа 2008 года признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии.