ЦХИНВАЛ, 25 июн – Sputnik, Фатима Плиева. Фамилия Багаевых в селе Саридтата решила сварить осетинское пиво по древнему обычаю и приурочила это мероприятие к одному из национальных религиозных праздников – Дню всех святых (Дауджытæ). Мероприятие получилось поистине праздничным – в ущелье съехалось множество гостей, в том числе и журналисты.
Осетинское пиво
Пиво варят во всех, без исключения, уголках Осетии, но у каждого ущелья, и даже у каждой хозяйки есть свой рецепт его приготовления. К пиву начали добавлять сахар, хлеб, разные фрукты и красители. И только в ущелье Саридта с 2014 года возобновили старые традиции – варить ко дню всех святых настоящее осетинское пиво.
"В этом ущелье уже 600 лет живет фамилия Багаевых и все это время здесь так варят пиво. Только в селе Саридтата было 64 семьи. Пиво мы варим так, как делали это наши предки – используем только солод и хмель. Десять лет мы варили пиво в селе, которое расположено чуть ниже – Кардоджын. Но потом мы решили провести дорогу сюда и вернуться к традициям предком", – рассказал Sputnik служитель местного святилища (дзуары лæг) Нугзар Багаев.
У тех, кто варит пиво, есть специальная утварь – металлическая емкость, в которую помещается 180 литров жидкости, а ее вес достигает 300 килограммов.
Пивовары верят, что в этом деле главное не только подобрать правильные пропорции, но и вознести молитвы святым. И еще – тем, кто варит ритуальное пиво, нельзя при этом ругаться, произносить нецензурные слова. Еще одна традиция – издревле фамилия Багаевых не подпускала к пивоварению невесток.
"Пиво мы готовим несколько дней. Сперва мы варим в воде солод, на второй день мы его процеживаем. Здесь мы тоже пользуемся древней утварью, вместо сита у нас плетеная корзина с сеном. Потом надо дождаться брожения, мы не добавляем закваску – только вода, хмель, а сладость ему придает солод. С добавками это уже не Нартское пиво", – рассказал Багаев.
Напиток приготовили к воскресенью, 23 июня, когда в Южной Осетии праздновали День всех святых. В этот день с напитка снимают первую чашу и с ней идут к святилищу Рагъ.
"Служитель святилища отправляется возносить молитву один. В святилище он произносит семь молитв – семь святых объединяют этот религиозный праздник. Восемь лет назад меня избрали служителем, и с тех пор эту обязанность выполняю я", – говорит Багаев.
Молитва семи святилищам и Багаевы
К празднику в родовое ущелье съезжаются люди не только с севера и юга Осетии, но и из других стран. Дауджыта объединяет семь святилищ – Рагъ, Хъугом, Сагърат, Майрам, Батлон, Хуссар и Тиб. Эти святилища находятся высоко в горах. Святилище Тиб осталось по другую сторону перевала, оттуда к югу много веков назад перебралась фамилия Багаевых.
"В селе Тиб в Мамисонском ущелье жили три фамилии, в том числе и Багаевы. Село поэтому так и называется – Тиб, потому что там жили Тедеевы, Икоевы и Багаевы. Одно святилище осталось за перевалом, но, тем не менее, мы молимся всем семи святым. Главным считается святилище Рагъ, там мы возносим молитву в Дауджыта", – рассказал представитель фамилии.
Он рассказал, что когда на праздник приглашаются люди со всех уголков Осетии, святые тоже приглашают друг друга.
"В ночь перед праздником святые летают друг к другу. Над святилищами можно бывает увидеть необычный движущийся свет, святые слетаются к святилищу Рагъ. Старшие говорили, что это семь небожителей собираются на праздник Дауджыта", – рассказал один из пивоваров.
"Скандальная" церковь и новое святилище
Посредине села Саридтата находится святилище Хъугом. Люди приходят вознести молитву к большому камню в тени святого дерева.
"День святого Хъугома отмечается в четверг перед Успением Пресвятой Богородицы. Здесь мы совершаем обряд жертвоприношения и возносим молитвы", – говорит смотритель Нугзар Багаев.
В 1886 году для более широкого распространения православия на Кавказе было решено построить в каждом селе церкви. В селе Саридтата под строительство церкви определили место рядом со святилищем Хъугом. Но против этого выступили жители села, между ними произошла настоящая война, в результате самых ярых противников посадили в тюрьму.
"В Горийскую тюрьму отправили 22 противника строительства церкви. Эту тюрьму долгое время даже называли тюрьмой Багаевых. Из тюрьмы живыми вышли только двое, остальные не смогли пережить тяготы, выпавшие на их долю. В результате местные жители "невзлюбили" эту церковь и не ходили туда. В 90-х годах прошлого столетия в результате землетрясения церковь была разрушена", – рассказал Багаев.
Теперь на том месте, где жители молятся святому Хъугом, фамилия Багаевых планирует построить новое святилище. Для этого представители фамилии уже собрали средства, большую помощь оказал и предприниматель Казбег Багаев.
Колокол радости и бедствия
Среди удивительных вещей, которые принадлежат фамилии Багаевых, есть большой колокол, отлитый в 1896 году. Он обладает такой силой звука, что его звон был слышен из села Саридтата до Гуфты.
По его звону люди определяли, что произошло в ущелье – радость или бедствие.
"В феврале 1932 года в селе Замтарет фамилия Джуссоевых погибла под лавиной. Об этой трагедии тоже возвестил звон колокола. Тогда спасся лишь мальчик, который лежал в колыбели, и теленок, которого, по старой традиции, растили рядом с ним для пира по случаю рождения ребенка. Их спасли из-под лавины. Одним из потомков этого дома был и Нафи Джусойты", – рассказал Нугзар Багаев.
До строительства Транскама, через село Саридтата проходил один из трех путей через Кавказский хребет. Еще в прошлом веке жизнь в ущелье била ключом – из жителей 14 сел большинство были представители фамилии Багаевых. Теперь здесь хозяйничают дикие звери, из 14 сел только в четырех живут люди. О прежних временах здесь напоминают только развалины башен, святилищ и сельских домов. И только дорога дает надежду, что потомки людей, некогда населявших это прекрасное и удивительное место, не забывают о своих корнях.