- Что входит в обязанности инспектора по делам несовершеннолетних?
- В основном занимаемся подростками, которые склонны к совершению правонарушений. Также в наши обязанности входит патронаж за социально-неблагополучными семьями. Нашими инспекторами проводится работа и в учебных заведениях.
Основной упор мы все же ставим на мероприятия профилактического характера - ребенок должен понимать, что его контролируют, тогда снижается риск, что он захочет что-нибудь нарушить. Ребенок должен знать, что инспектор может прийти к нему домой ночью и проверить, там ли он. Он должен чувствовать, что его контролируют и могут проверить в любой момент. Подросток может оступиться. На первый раз мы его, может, и не поставим на учет, но дальнейшие правонарушения – прямой путь в "детскую комнату".
- Что можно сказать о детской преступности в Южной Осетии?
- К счастью, до уголовщины не доходит. Нет каких-либо вопиющих правонарушений со стороны подростков. И, в то же время, я бы подчеркнула, что воспитательные меры со стороны семьи оставляют желать лучшего. Никакая школа или милиция не может заменить воспитания в семье. Мы руководствуемся рамками закона, а семья, все-таки ячейка общества и именно в ней должно вестись формирование личности маленького человека. За детей, в первую очередь, ответственны родители, а уже потом – мы.
- Вашему отделу часто приходиться сталкиваются с халатностью родителей?
- Есть категория детей, которые при живых родителях остаются беспризорными. Есть семья, есть дом, но они полностью предоставлены сами себе. Самое частое оправдание родителей - "ребенок не слушается".
- Сколько подопечных у вас на учете?
- Численность всегда варьируется, на сегодняшний день у нас 17 подростков. Это не много.
- А влияет ли на их дальнейшую судьбу, тот факт, что они были на учете в ОПДН?
- Как бы мы не пытались, иногда у нас не получается уберечь ребенка от плачевных последствий в будущем. Но в основном пребывание под патронажем инспекторов никак не сказывается. Может кто-нибудь думает, что если ребенок стоит на учете в ОПДН, то у него никакого будущего уже быть не может. Но это не так. Если ребенок совершает правонарушение, тогда контроль со стороны правоохранительных органов необходим, чтобы ему разъяснять, что те или иные поступки влекут за собой ответственность.
- Как вы выстраиваете отношения со своими подопечными?
- Главное в нашей работе - доверие со стороны детей. Чтобы ребенок разоткровенничался, нужно много с ним говорить. Причем это надо делать так, чтобы сотрудник правоохранительных органов не задел чувства ребенка. Иногда ребенок может рассказать инспектору больше чем родителям.
- Вы говорили, что на учете в отделе стоят и неблагополучные семьи. Сколько у вас таких семей?
- У нас на учете 22 семьи. В основном в неблагополучных семьях родители пьют. А пьяный родитель – страшное дело, тем более, если это мать. Когда ребенок приходит домой с учебы и застает такую картину, то конечно, ему уже не хочется оставаться там. Ребенок больше времени проводит на улице, следовательно у него больше шансов попасть е ту компанию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Какая вы работаете с ними?
- Если ребенка можно перевоспитать, то с родителями это сложнее. Можем применить административные меры наказания. Может человек одумается, все-таки изолятор временного содержания - не самое лучшее место для времяпровождения.
Есть и другие семьи, которые реально нуждаются, таким мы помогаем – обращаемся в соответствующие органы для выделения им гуманитарной помощи. Сегодня нельзя сказать, что государство не оказывает помощь малоимущим. Если в неблагополучной семье есть ребенок и ему требуется какая-нибудь медицинская помощь, то мы помогаем и в этом плане. Можем помочь с привлечением психолога, если того требует ситуация.