ЦХИНВАЛ, 15 мая - Sputnik. Потерпевший 5 мая крушение в аэропорту Шереметьево Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) компании "Аэрофлот" был поражен грозовым разрядом в самый нос через 15 минут после взлета, сообщает "Коммерсант" со ссылкой на источник, близкий к расследованию.
При этом молния не стала главной причиной катастрофы, к гибели 41 человека из 78, находившихся на борту, привели действия пилотов, считают эксперты. Отмечается, что они резко разогнали самолет, опустив нос воздушного судна.
После удара молнии отключились генераторы самолета и произошел перевод электроснабжения потребителей на аккумуляторные батареи (режим Emergency Electrical Configuration, EEC). Также автоматически включился режим прямого управления полетом Direct Mode, то есть бортовой компьютер SSJ перестал корректировать и страховать действия пилотов.
Эксперты подчеркивают, что на борту возникла нештатная, но не катастрофическая ситуация - режим EEC не требует подачи сигнала бедствия May Day, а лишь сигнал срочности Pan Pan. Именно поэтому SSJ-100 не встретили на посадочной полосе спасатели и аварийные службы.
Кроме того, сложившаяся ситуация не мешала пилотам посадить самолет даже с превышенной посадочной массой из-за полных баков.
По данным самописца, пилотам удалось правильно зайти на посадку со второй попытки, но они перелетели расчетную точку приземления. Так как к середине полосы самолет еще не коснулся ее колесами, летчики стали "прижимать" к ВПП судно. Перед самым приземлением пилоты резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета.
Такой опасный и неоправданный маневр, по мнению экспертов, и привел к катастрофе. С существенным превышением скорости SSJ-100 сел "на три точки" - передняя стойка шасси от удара подбросила машину вверх и вызвала серию отскоков от полосы. Как пишет издание, тогда пилоты совершили еще одну ошибку и попытались посадить самолет после отскока, хотя нормативные документы предписывают летчикам начинать экстренный взлет уже после первого отскока.
Второй удар о поверхность вызвал перегрузку около 5G при пределе для этих самолетов 3,75G, в результате чего задние стойки шасси продавили топливные баки и вызвали утечку керосина и пожар.
Экспертам предстоит установить кто именно из пилотов совершил опасные действия - при том, что управление лайнером осуществляется с помощью джойстиков, поиск совершившего ошибочные действия летчика не займет много времени.