Элина Габараева
Бард из Южной Осетии Лейла Кулумбегова планирует создать международное объединение исполнителей авторской песни. Она надеется таким творческим способом связать республику с другими странами.
"У нас пока не установились культурные связи – нет творческого единения. Это касается и государств, которые не признают наш суверенитет. Поэтому хочу создать бардовское сообщество с привлечением музыкантов из разных уголков мира. Объединение даст не только возможность познакомиться с культурой, традициями осетин, но и будет способствовать развитию туризма", - говорит Лейла.
В свою очередь, югоосетинское общество тоже будет знакомиться с культурой и традициями стран, которые войдут в сообщество.
Сеять разумное, доброе, вечное
Кулумбегова уверена, что мира достичь легче всего с помощью творчества и культурных связей.
"Барды несут добро, когда поют песни о счастье. Слушатель концентрирует свои мысли на словах исполнителя, на положительных эмоциях и это дает хороший результат. Кроме того, музыканты по возвращению домой будут рассказывать о нас, о нашей жизни и это будет формировать представление о республике в целом", - уверена бард.
О Южной Осетии будут узнавать в городах, где живут музыканты, ведь "сарафанное радио" никто не отменял.
Проведение большого ежегодного международного фестиваля бардов - не единственная цель Кулумбеговой, она планирует еще и выездные мероприятия.
"Мы разрабатываем положение фестиваля. Глава государства Анатолий Ильич Бибилов обещал оказать нам помощь, что вселяет мне уверенность, что эти планы будут реализованы", - отметила она.
С песней по жизни
Лейла Кулумбегова увлеклась музыкой еще в детстве. Любила устраивать с сестрами импровизированные концерты и петь хиты тех лет.
"Мастерила из карандаша и ниток микрофон и представляла себя на сцене. Знала все песни Аллы Пугачевой", - вспоминает она.
Лейла всегда мечтала петь, но учиться в музыкальной школе ей так и не довелось.
"По рекомендации матери поступила в медицинское училище. После окончания учебы уехала в Россию и задержалась там на тридцать лет. Там продолжила петь", - говорит бард.
Кулумбегова всегда шла бок о бок с музыкой, брала уроки у различных именитых музыкантов, в частности у преподавателя Владимира Любимова, который продюсировал певицу Ларису Долину.
В 90-е годы началась война в Южной Осетии, и занятия вокалом отошли на второй план. Прошли годы, прежде чем Лейла пересеклась с бардами - до этого момента ей больше нравился шансон.
И понеслось
В 2015 году произошло знакомство с бардовской песней, которое произвело неизгладимое впечатление на Лейлу.
"Работала я в сфере строительного бизнеса, и подруга стала меня звать на встречу с бардами. Я тогда не знала, кто они и что поют. Я не соглашалась, и тогда она обманом заманила меня на фестиваль авторской песни в Адыгее", - делится воспоминаниями Лейла.
С того момента сердце девушки было отдано бардовскому движению.
"Палатки, костры в лесу, кругом доброжелательные люди… Уезжала с фестиваля в шоковом состоянии. Я увидела, что барды - светлые люди. Становишься частью этого мира и потом не можешь дышать без него. Чем больше я общалась с бардами, тем сильнее моя душа насыщалась людьми от Бога", - рассказывает Кулубмегова.
Следующим большим событием в мире бардовской песни, на котором побывала Лейла, был международный Грушинский фестиваль на берегу Волги. Следом были и другие. А потом - понеслось.
Учиться никогда не поздно
В 2017 году Лейла всерьез задумалась, что пора научиться играть на гитаре - невозможно постоянно ездить с аккомпаниатором.
"Было страшно учиться играть, ни разу не переступив порог музыкальной школы. Нотной грамотой я владела на уровне школьной программы, а здесь - аккорды. Пытаешься растянуть пальцы, найти нужное их расположение - тяжело, но желание учиться брало верх", - говорит она,
Обучение заняло неполные три месяца, но сочинять свою музыку Лейла стала немного позже.
"Сегодня я уже себя без гитары не представляю. Она со мной всегда, уже кажется, что мы срослись", - улыбается бард.
Поначалу процесс рождения песен был таким: Лейла напевала стихи на диктофон и отправляла друзьям, которые потом присылали ей аккорды под них.
"Прошел еще год, прежде чем я сама начала подбирать аккорды под стихи. Но для игры на гитаре три года – мелочь, мне еще учиться и учиться", - отмечает она.
Лейла подчеркивает, что для хорошей игры на инструменте нужны десятилетия.
Свои чужие слова
Было время, когда Лейла пела песни только на свои стихи. Сегодня музыкант использует в основном чужие стихи.
"Нашла стихи, которые идут из моей души. На них сразу же ложится музыка и получаются очень хорошие песни. Сегодня на просторах Интернета можно найти столько интересных стихов, что кажется - авторы считывают их из моих мыслей, ощущений", - говорит исполнитель.
Лейла рассказывает, что основная часть ее песен на стихи молдавского поэта Татьяны Тоток, а из осетинских авторов, в основном, сотрудничает с Зарой Валиевой и Мерабом Зассеевым. Благодаря им Лейла начала писать песни на родном языке.