ЦХИНВАЛ, 15 мар — Sputnik, Диана Козаева. Главный санитарный врач Южной Осетии Марина Кочиева и начальник отдела по контролю качества продукции и защиты прав потребителей Югосетпотребнадзора Жанна Санакоева рассказали на пресс-конференции в Sputnik, как в республике защищаются права потребителей и как ведомство реагирует на обращения граждан.
Пресс-конференция была посвящена всемирному дню защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта.
"Наши сотрудники достойно отстаивают права потребителей. Мы одинаково тщательно относимся ко всем проблемам потребителей в Южной Осетии", - заверила Марина Кочиева.
Менталитет или незнание прав
Югосетпотребнадзор один раз в год проверяет сотни торговых точек, объектов общественного питания, различные учреждения. При этом, проверяющие обязаны, за три дня до намечающейся проверки, сообщить о своем визите владельцам магазинов или других объектов. Ведомство вправе нанести внеплановый визит лишь в случае обращения граждан с жалобами.
"Помимо плановых проверок, к нам обращаются и с жалобами. Не всегда проблема в просроченных продуктах питания, это и неисправная бытовая техника, промтовары, услуги. Мы знаем, что проблем намного больше, слышим справедливые возмущения граждан, но они сами не хотят помочь нам наводить порядок", - сказала Кочиева.
Жанна Санакоева предположила, что, возможно, люди не спешат защищать свои права из-за менталитета, или же просто не знают их, хотя ведомство периодически информирует граждан о том, как они должны вести себя в случае нарушения потребительских прав.
По ее словам, в основном потребители сталкиваются с нарушениями в сфере торговли продовольственными товарами.
Не допускать безобразия
Марина Кочиева рассказала, что потребители очень неохотно идут на контакт с Югосетпотребнадзором, в то время как предприниматели свои права знают лучше и отстаивают их с особенным рвением. При этом они, как правило, забывают о своих обязанностях по отношению к потребителям.
В свое время ведомство инициировало плановые проверки раз в год, раньше кратность проверок составляла три раза в год.
"Это было сделано для того, чтобы не допустить того безобразия, которое мы и сегодня встречаем, чтобы навести порядок в этой сфере. Вы знаете, что есть понятие "кошмарить бизнес". Я могу с уверенностью сказать, что сегодня в республике у нас кошмарят потребителей, они чаще всего встречаются с несправедливыми моментами, когда им продают некачественную продукцию, хамят в объектах торговли, не обслуживают в полном объеме. Нюансов много", - отметила Кочиева.
Она считает, что проблему не решат даже проверки раз в год, потому что предприниматели бывают официально предупреждены и успевают подготовиться. Но даже в таком случае Югосетпотребнадзор находит нарушения.
Кочиева подчеркнула, что проверяющие часто сталкиваются с агрессивным отношением предпринимателей, с давлением со стороны, угрозами не только в адрес сотрудников ведомства, но и жалобщиков.
"Но мы к этому уже привыкли, и если видим, что закон на стороне потребителя, мы идем до конца", - сказала она.
Основанием для внеплановой проверки может стать письменное заявление от гражданина с жалобой или же, к примеру, групповое отравление, информация об этом предоставляется уже лечебным учреждением. Она отметила, что каждый случай требует индивидуального подхода.
Товар возврату подлежит
"Даже если вы видите предупреждение о том, что товар не подлежит возврату, не верьте этому. Что бы предприниматели не писали на своих витринах, вы можете обратиться в комитет Югосетпотребнадзора и мы поможем вам решить вашу проблему", - сказала Кочиева.
Жанна Санакоева раскрыла еще один "секрет", на который следует обратить внимание при покупке продуктов питания. Если продукт выставлен в расфасованном виде без наименования цены за один килограмм, "будьте уверены, что вас обвешивают".
"Если вы спросите цену за килограмм и взвесите то, что в пакете, вы будете неприятно удивлены, потому что это открытый обман потребителя", - подчеркнула Санакоева.
Нарушением является также товар, выставленный с табличкой "для выпечки".