ЦХИНВАЛ, 4 мар - Sputnik, Ян Габараев. Родниковая "живая вода" предприятия "Натурплант" пробивает новое направление в индустриализации главного природного богатства Южной Осетии: закупоренная в сияющую стеклянную бутылку и оформленная в традициях однотонного минимализма, ее внешний вид и подача заметно контрастируют среди конкурентов, представленных на продовольственных полках.
Впрочем, в местных магазинах "живой воды" еще нет, и предприятие едва ли преследует задачу завоевать местный рынок: ее лаконичный дизайн и акцент на "живость и исключительную чистоту" - это ее "загранпаспорт" на стеллажи зарубежных супермаркетов.
Ориентированная на принцип первозданной природной чистоты, продукция "Edis" выпускается только в стеклянной таре, которую из-за ее нестандартной формы успели окрестить "флаконом для капельницы".
И, кажется, выбор в сторону стекла оправдан.
От Цхинвала до завода примерно 60 километров, последние 15 из них занимают большую половину времени в пути. Когда асфальт сменяется бездорожьем, узкая ухабистая дорога, на которой едва ли смогут разъехаться два автомобиля, устремляется вверх, в гору.
Несложно представить, что пластиковые бутылки газированной воды, транспортированные таким образом, до конечного покупателя доберутся в изрядно "возмущенном" виде.
Месторасположение завода в полной мере соответствует бренду: это остров нетронутой природы где-то в глубине ущелья, на равнине между ослепительно-белоснежными горами, в окружении вечной зелени, под куполом хрустящего, морозного высокогорного воздуха.
Предприятие условно разделено на две части: в правом блоке располагается производственный цех, в левом – складские помещения, где уже собраны паллеты с готовым товаром.
В цехе мы встречаемся с Роландом Тедеевым - бывшим директором Багиатского наливочного завода. Тедеев продолжает карьеру в "водном" бизнесе, на новом предприятии он выступает в качестве исполнительного директора. Пока сотрудники и пресса готовятся к визиту президента, Роланд соглашается провести экскурсию по заводу.
Жизненный цикл "Edis" начинается с шеститонной цистерны, куда из источника напрямую поступает вода.
"Приставка "живая" означает, что мы не вмешиваемся в изначальный химический состав воды. Мы используем только механический фильтр, чтобы на раннем этапе отсеять все твердые частицы скальных пород", - объясняет он.
Далее на линию розлив поступают бутылки. В специальной камере тара проходит обязательную промывку, после чего машина заполняет бутылки и отдает их в секцию закупорки.
"Суммарная производительность обеих линий – шесть тысяч бутылок в час. Наша линия, при этом, может выпускать как полулитровые, так и литровые емкости. В сутки мы будем производить не менее двадцати тысяч", - говорит Тедеев.
В ущелье заиграла симфония технопанка. Робот шипит, стучит, периодически раздается звон бутылок, которые стройными рядами выстроились в очереди на финальный этап - в термоусадочную печь.
В ней под воздействием тепла блоки из 12 брендированных емкостей накрываются особой пленкой, и на выходе появляется готовая к транспортировке упаковка.
В дальнем углу производственного помещения стоят длинные черные баллоны с надписью "Углекислота".
"Линия позволяет нам производить как обычную, так и газированную воду", - поясняет директор завода.
Щепетильный вопрос – цена товара – еще предстоит проработать.
"С этим нужно быть крайне осторожным", - замечает Тедеев.
Двадцать тысяч бутылок воды в сутки для внутреннего рынка – чрезмерно много. Завод рассчитывает наладить экспорт в Россию, кроме того, есть надежда, что "Edis" будет поставляться в страны Европы и Китай.
Тем временем внушительная делегация внутри и за стенами завода в лице представителей власти и прессы оживилась. С горы спускается представительский черный джип.
Президента Анатолия Бибилова на заводе встречали традиционными пирогами и чашей пива. Произнеся ритуальную молитву, президент в сопровождении представителей руководства республики направился внутрь предприятия на церемонию разрезания ленты.
Президент около часа общался с сотрудниками предприятия, интересовался технологией производства, предлагал свои идеи о продвижении продукции.
"С учетом существующих связей с Донецкой и Луганской народными республиками, стоит поработать в этом направлении", - заметил Бибилов.
В заключение глава государства подчеркнул важность эффективного использования средств Инвестпрограммы, и заверил, что государство продолжит оказывать поддержку новым предприятиям.