Диана Валиева
С творчеством Марии я познакомилась на год раньше, чем с ней самой. Изящные, светлые девушки на картинах, парящие над землей с ангельской легкостью, притягивали своей сознательной беззаботностью, естественно соседствующей с тихой озабоченностью за судьбу человечества. По завиткам развивающихся локонов, ведущих зрителя в женственный мир художницы, разливается та самая "блоковская музыка". Если присмотреться, если прислушаться.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Действительно, гармоничный симбиоз противоположностей – основа настоящего искусства.
В один из теплых субботних дней в середине осени мы наконец-то смогли встретиться. Перед самым выходом мне неожиданно захотелось сорвать в саду красных яблок и подарить Марии. Фруктовый подарок получился немного мистичным – Мария рассказала, что как раз перед встречей видела во сне, как ей приносят яблоки.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Дальнейший разговор как-то сразу вышел за рамки планируемого интервью, хотелось говорить обо всем сразу. И, особенно, об осетинском языке, так как мы обе находимся на стадии его изучения.
"Мы - осетины своим языком, поведением, одеждой. Вот на чем нужно ставить акценты. То, как мы сейчас говорим с детьми на осетинском – ужасно. Но перед тем, как кого-то учить, надо начать с себя", - делится она.
Поразительно сходство художницы с ее героинями – такая же утонченная, спокойно и со смехом рассказывающая о том, как легко справиться с тремя детьми, одновременно работая и учась в двух местах, и эмоционально, с откровенным негодованием - о несправедливости и несовершенстве мира.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"Люди преувеличивают какую-то исключительность и особенность большой семьи, тогда как это совершенно естественно и нормально. Сейчас уже иные ценности, поэтому обычные явления начинают казаться уникальными. Когда у меня появился первый сын, я думала, что уже ничем не смогу заниматься. А потом поняла, что могу все. Главное пробовать, делать то, что действительно интересно, и тогда найдется время, и все будет получаться", - рассказывает Мария.
На вопрос о том, как ей удается справляться со всем и находить время для отдыха, она так же просто отвечает, что уставать сейчас некогда.
"Все начинается с любви. Я люблю свою работу и все, чем занимаюсь – это и есть мой отдых. А как еще отдыхать? Жизнь одна, и ты должен жить каждый день, каждое мгновение", - говорит художница.
Просить творца рассказать о своем произведении чаще всего бессмысленно, да и, наверное, не стоит облачать в слова образы, которые уже переданы на полотне. Ведь в итоге каждый зритель прочтет посыл по-своему. Но все же я не удержалась от вопросов о картинах, которые меня особенно зацепили – было интересно сравнить мое прочтение с первоначальной идеей.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Получилось забавно: к примеру, девушки, склонившиеся над чисткой груш, на мгновение отвлеклись от работы, задумавшись о своем будущем под вуалью классической "светлой грусти", думала я. На самом же деле, что сейчас уже очевидно, это послушницы монастыря, списанные с реальных героев, уставшие и сонные, думающие лишь о том, как бы поскорее закончить работу.
"Вдохновляют люди и, особенно, женская красота – недосягаемая. Чтобы передать ее, нужно постоянно находиться в поиске. Кажется, я впервые так углубляюсь в свое творчество, и мне приходится описывать свои картины – просто я так чувствую, а живопись для меня инструмент", - продолжает она.
Помимо картин, Мария недавно начала заниматься иллюстрациями, которые можно встретить на страницах книг современных детских авторов и осетинских поэтов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"Иллюстрации пришли с рождением детей. Мне очень нравится, и в дальнейшем я планирую развивать этот навык", - делится художница.
О несовершенстве мира вокруг тоже говорилось много, очень искренне и с нескрываемой болью:
"У каждого есть свой дом, мой дом – это Цхинвал. Многим порой может показаться, что я слишком требовательна и всегда всем недовольна. Может, я не права, но вся моя критика – лишь стремление к совершенству, разве это плохо?"