Особенно сложно жителям Республики Южная Осетия приходится зимой, ведь в этот период погода может быть непредсказуемой, и главная угроза в виде лавин и изменчивой погоды может оставить население без электричества, воды и тепла на неопределенное время. Но самое страшное, это закрытие Транскавказской автомагистрали - ведь это единственная дорога, по которой в страну поступают продукты, медикаменты, топливо и т. д.
Для граждан Южной Осетии зима в таких условиях дело привычное, да и сейчас дорогу расчищают и устраняют проблемы намного быстрее, чем лет 10 назад. Но на случай разбушевавшейся стихии почти у всех есть бензиновые генераторы, свечи, запасы продуктов и несколько дней граждане спокойно потерпят, пока обрывы на ЛЭП электропроводов не починят, а дорогу не расчистят от лавин.
Конечно, современному человеку и один день без электричества покажется смертельным испытанием, но только не настоящим сынам и дочерям гор. Вот гостям зимой сложнее, можно и на поезд/самолет опоздать, и остаться погостить еще на несколько дней. А жить в условиях, приближенных к походным, не каждому по силам. Тем более современным, изнеженным технологиями людям. В такие дни очень выручает знакомая всем жителям Осетии – "пионерка".
Пионер всегда готов, а "пионерку" подготавливают специалисты
Осетинская "пионерка" это вовсе не участница пионерского движения, это не разговорное название газеты "Пионерская правда", и даже не популярный в советское время набор игрушечной железной дороги "Пионерская". Для каждого жителя Республики Южная Осетия термин "пионерка" имеет свое особое значение, но если вы захотите узнать смысл этого термина, то не найдете его на просторах интернета или словаре.
В советское время дорожники называли "пионеркой" трассу без песчаной подушки, покрытую асфальтом. В 1980-е годы, когда запустили Транскавказскую автомагистраль, по ней и проложили "пионерку". С тех пор Транскам так и называли, но с годами термин трансформировался и вышел из обихода. Сегодня дорога в отличном состоянии, за ее работоспособностью следят дорожные службы Южной и Северной Осетии, а на лавиноопасных участках установлены противолавинные пушки.
Также безопасность постоянно обеспечивают МЧС Южной Осетии и России.
Так для чего же нужна "пионерка" на Транскавказской автомагистрали и что она означает сегодня.
Примерно 10 лет назад у МЧС и дорожных служб Южной Осетии и североосетинских коллег снова появился термин "пионерка". Вот только означать он стал не дорожное покрытие, а определенную дорогу, проложенную при сходе лавин. Более точное описание дал глава МЧС Южной Осетии Алан Тадтаев:
"Пионеркой" называют одну колею, без встречного движения, которую прокладывают дорожники вместе с лавинщиками, чтобы обследовать дальнейшее состояние дорог и виды работ, которые там необходимо производить, начиная от спуска лавин до расчистки дороги".
Сегодня "пионерку" используют не только для обследования состояния дорог и расчистки от лавины, но и для проезда автотранспорта, скопившегося возле двух границ. Правда, в таком случае высока вероятность схода лавин, и каждый водитель должен осознавать страх и риск.
Лучше всего воспользоваться "пионеркой" ночью или перед рассветом, когда температура в горах еще минусовая. В эти часы сход лавин менее вероятен. По всей трассе после обильного снегопада могут быть десятки проложенных "пионерок", дорожники прилагают максимальные усилия, чтобы очистить снег, а лавинщики обстреливают снежные шапки, дабы предупредить неконтролируемый сход новых лавин.
И поверьте, лучше дождаться официального открытия дороги, чем прорваться по "пионерке" в пункт назначения. Пробки, ожидание, неоправданные надежды - все это мелочи в сравнении с опасностями, которые таят в себе горы.
В заключение скажу, что жизнь в горах - это не только чистый воздух и красивые пейзажи, но и сильный характер, терпение и умение жить и радоваться жизни в унисон с природой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.