ЦХИНВАЛ, 20 дек – Sputnik, Диана Козаева. В цхинвальской школе №5 прошел вечер памяти Юлии Габараевой – первой осетинской женщины, ставшей кандидатом химических наук. Мероприятие было приурочено к юбилею ученого - в этом году ей исполнилось бы 80 лет.
Почтить память Юлии Александровны сочли своим долгом не только родные и друзья, но и ее бывшие коллеги, ученики.
Символ мужества и стойкости
Юлия Габараева родилась в 1938 году в селе Залда Цхинвальского района Южной Осетии. Она - выпускница московского вуза, кандидат химических наук в области органической химии.
Школьники зачитали наиболее яркие факты из ее биографии и рассказали, чем прославилась эта женщина не только в Южной Осетии, но и далеко за ее пределами.
Имя Юлии Габараевой стало известно после того, как она открыла новое соединение в органической химии. О молодом преподавателе кафедры химии и биологии югоосетинского педагогического института в начале семидесятых годов прошлого века много говорилось и писалось. В августе 1971 года Габараева выступила с научным докладом о проделанных исследованиях на всемирном Конгрессе химиков в Токио.
Спустя несколько лет - в 1979 году - руководство Грузии приняло решение построить на территории Южной Осетии завод по производству мышьяка. Эти планы сопровождались щедрыми обещаниями обеспечить рабочие места, увеличить поступления в бюджет, и даже построить новый город.
Говорилось о финансовых вливаниях на сотни миллионов рублей. Однако неожиданным препятствием для столь "благих" намерений стала именно Юлия Александровна, а позднее и студенчество, которое она подняла на борьбу со строительством вредных объектов.
В то время Юлия Габараева была заведующая кафедрой химии и биологии госпединститута. Она понимала, что мышьяковый завод нанесет непоправимый вред не только экологии Южной Осетии, но и здоровью ее жителей.
Противостоять советской системе оказалось не просто – Юлия Александровна много лет подвергалась гонениям, ее уволили с должности завкафедры, угрожали заключением. В результате ей вместе с детьми пришлось покинуть Южную Осетию и уехать в Москву. Но и там она не сидела на месте – выступала в вузах, научных центрах, рассказывала о том, что грозит ее родине в случае осуществления планов по строительству завода, зачитывала обращения студентов.
Ее усилия не оказались напрасными - решение о строительстве объекта в Южной Осетии было отменено. Юлия Александровна вернулась в родной город на прежнее место работы.
"Она спасла Южную Осетию от экологической катастрофы. Благодаря гражданской позиции и самоотверженности одной замечательной женщины и большого ученого бюрократическая машина была остановлена", - зачитывали ученики отрывки из сообщений СМИ.
Большой ученый, истинный патриот
Гости вечера почтили память Юлии Александровны минутой молчания. Своими воспоминаниями о ней поделились ее близкие и коллеги.
Ее брат Феликс Габараев рассказал, что его сестра очень хорошо понимала, что творили "наши южные соседи"
"Она показала себя в такое время, когда нельзя было громко высказывать свое мнение. Но она и не думала останавливаться на полпути. Днем действовать было нельзя, поэтому листовки клеились по ночам, чтобы еще больше людей узнали правду и поддержали ее. Я помню, к нам не раз ночью приходили жители села Тбет, где хотели построить завод, чтобы помочь в борьбе против строительства", - рассказал он.
По словам Габараева, его самого не раз вызывали в Комитет гобсезопасности. Он рассказал, что в свое время в их документах была допущена ошибка, в результате у брата и сестры оказались разные отчества – Феликс Алексеевич и Юлия Александровна.
"Я воспользовался этой ошибкой, ничем не выдал ее, много ей помогал", - сказал он.
Феликс Габараев поблагодарил всех, кто вспомнил о его сестре и добавил, что в Южной Осетии много выдающихся личностей, о которых надо рассказывать, чтобы о них помнили.
Увековечить память
На вечер памяти пришел и ректор Югоосетинского госуниверситета Вадим Тедеев, преподаватели кафедры химии.
"Так получилось, что и я был студентом Юлии Александровны. Она действительно была преподавателем от бога, ее все очень любили", - сказал он.
Тедеев сообщил, что он предложил присвоить кафедре химии ЮОГУ имя кандидата химических наук Юлии Габараевой. Это предложение было одобрено всеми, окончательное решение было принято на заседании Ученого совета вуза.
Это сообщение было встречено громкими аплодисментами и словами благодарности.
Таких больше не будет
"То, что Юлия Габараева сделала для своего народа, для всей нации, нельзя передать словами. Наши семьи были очень близки, но в то время я был подростком и не понимал всей значимости этой личности", - сказал депутат парламента Южной Осетии Юрий Габараев.
Он рассказал, что однажды отец передал ему сверток с лекарствами, который надо было отнести маме Юлии Александровны. Когда он подходил к их дому в селе, то увидел во дворе двух неизвестных.
"Когда я подошел ближе, они остановили меня, отобрали сверток и заставили сесть на землю. Один из них коленом надавил мне на плечо, чтобы я не мог встать, а другой в это время проверял, что находится в свертке. Только спустя время, я понял, что все это значило", - сказал Габараев.
Он отметил, что Юлия Александровна была не только ученым, но и мягким и простым человеком, "она могла взяться за любую работу, пешком с полными сумками добиралась до села, чтобы проведать мать".
"Время пройдет, жизнь движется вперед, но таких женщин в Осетии больше не будет", - сказал депутат.
Пример для подражания
"Такие люди, как Юлия Александровна, не рождаются зря. Она всегда была для нас примером для подражания", - сказала преподаватель осетинского языка в Лицее искусств Фатима Габараева.
Она рассказала, что ее отец часто наблюдал за Юлей в детстве – она собирала у реки маленькие плоские камешки, золой писала на них химические элементы и целыми днями их переставляла.
"Тогда никто не понимал, чем она занимается. Оказывается, она искала соединения", - сказала Габараева.
Когда началась кампания против строительства мышьякового завода в Южной Осетии, продолжила она, Юлия Александровна часто приходила к ним домой, там она писала свой доклад.
"Она просила выглянуть из темной комнаты, посмотреть, если ли кто на улице. Мой отец часто замечал двух человек, одного из которых даже узнал. Правда его попросили не выдавать личность этого человека. Однажды он даже шутя крикнул им вслед, чтобы они проводили Юлию прямо до дома в целости и сохранности", - рассказала она.
Сын Юлии Александровны Артур Козаев поблагодарил организаторов вечера и пожелал всем никогда не бояться трудностей, всегда идти вперед с гордо поднятой головой.
Жизнь сына – за мир в Абхазии, свою жизнь – Осетии
Последующие годы Юля Александровна посвятила работе в стенах ЮОГУ. Она выпустила в свет учебное пособие по химии для школ и вузов Российской Федерации.
Несколько сот экземпляров книги она подарила Абхазскому госуниверситету. Ее младший сын Робин Козаев погиб в 1993 году во время отечественной войны Абхазии. Во время поездки в Сухум в 2001 году тогдашний президент Абхазии Владислав Ардзинба вручил ей награду, присвоенную посмертно ее сыну.
В 2004 году Юлии Габараевой не стало.