ЦХИНВАЛ, 10 окт — Sputnik, Диана Козаева. Пользователи осетинского сегмента социальной сети Facebook активно предупреждают водителей заправлять своих "железных коней" в проверенных местах. Они утверждают, что в республике появился бензин на основе биоэтанола, который портит автомобили и другую технику, которая работает на этом топливе. При этом никто точно не указывает, на каких именно заправках покупать бензин нежелательно.
Югоосетинские водители нередко выражают недовольство качеством завозимых в республику горюче-смазочных материалов (ГСМ). Плохой бензин они считают причиной частых поломок запчастей машин.
"Что же опять происходит? От бензина насосы горят, от газа редукторы вылетают. Где заправляться, чтобы не бояться?" — пишет пользователь сети Коста Елдзарты.
Другой пользователь Залина Габайты отметила, что ей все время приходится менять в машине фильтры.
Контроль над качеством ГСМ в Южной Осетии осуществляет комитет по стандартизации и метрологии. По закону ведомство раз в год имеет право проверять все заправочные станции, однако, если к ним поступит официальная жалоба от потребителя, то нагрянуть с проверкой сотрудники комитета могут в любой момент.
"Недавно к нам обратились с жалобой на качество бензина на заправке, которая находится у въезда в цхинвальский микрорайон "Шанхай". Мы тут же поехали, проверили, все было нормально. Написать и говорить можно все, что угодно, мы не можем только исходя из этого, приезжать на заправки с проверками. Но люди чаще всего не хотят обращаться с официальными заявлениями, чтобы у нас было законное основание", — говорит глава комитета Заур Цховребов.
Тем не менее, по его словам, бывают случаи, когда сотрудники ведомства осуществляют проверочные закупки даже по устным обращениям.
Цховребов говорит, что многие водители хотят свалить поломку машины на плохой бензин. В таком случае специалисты комитета могут провести сравнительный анализ топлива, который водитель залил в автомобиль, и топлива на заправке, где оно было приобретено.
В случае если выявится, что предприниматели торгуют некачественным ГСМ, они будут подвергнуты штрафам, размер которых, в зависимости от вида предпринимательской деятельности, может составить от 20 до 100 тысяч рублей. Цховребов говорит, что такие случаи уже были.
Ранее комитет был вынужден отправлять все пробы в Ставрополь, где находится единственная на всем Северном Кавказе лаборатория, которая может детально изучить состав ГСМ. Теперь же ведомство располагает всем необходимым оборудованием, но если то или иное дело дойдет до суда, результаты этого прибора не могут быть представлены в качестве доказательств. В этом случае все равно потребуется отправить ГСМ на более детальные исследования.
"Это очень дорогостоящее оборудование, оно стоит около шести миллионов рублей, а мы сейчас такими средствами не располагаем", — говорит Цховребов.
Он еще раз подчеркнул, что водители, которые сомневаются в качестве приобретенного топлива, должны обратиться с жалобой в ведомство, специалисты которого "в любое время дня и ночи" готовы к проверкам.
В прошлом году комитет госбезопасности Южной Осетии арестовал цистерны с топливом на территории "Югосетнефтепродукт", которое централизованно завозит ГСМ в Южную Осетию.
"Югосетнефтепродукт" с 2014 года является уполномоченным импортером квоты нефтепродуктов из России в Южной Осетии на основании договора между госпредприятием и компанией "Роснефть".
По информации ведомства, под видом бензина марки АИ 92 завозилось топливо низкого качества. Через месяц тогдашний глава предприятия Владимир Тигиев был арестован по подозрению в хищении имущества "Югосетнефтепродукт" и незаконному выводу финансовых средств из оборота государства.
В КГБ заявили, что завершили длительную оперативную разработку по установлению лиц, причастных к поставкам некачественного топлива под видом бренда известной российской компании, которая поставляет в республику ГСМ по линии межправительственного соглашения.
Помимо "Югосетнефтепродукта", в республике функционирует около двух десятков частных заправочных станций.