Генерал Марат Кулахметов в августе 2008-го командовал Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, наблюдал последовательное развитие грузинской агрессии – от нарастающей лжи Тбилиси до артиллерийских обстрелов и танкового штурма Цхинвала. И принимал непростые решения под огнем двух грузинских соединений.
- Марат Минюрович, десять лет назад 7 августа в полночь грузинский генерал Мамука Курашвили заявил, что его страна начинает в Южной Осетии силовую операцию по восстановлению конституционного порядка. Как миротворцы встретили войну?
— Предыстория событий 8 августа началась задолго. Серьезное обострение в зоне грузино-югоосетинского конфликта произошло 15 июня, когда грузинская сторона впервые за четыре года (с момента прихода к власти Саакашвили) начала обстреливать жилые кварталы Цхинвала. Были погибшие, много раненых. Количество перестрелок между сторонами росло с каждым днем. Уже 2-3 августа грузинская сторона применяла ствольную артиллерию.
Локальные стычки, со всей очевидностью, перерастали в серьезное вооруженное противостояние, росло количество жертв. Надо отметить, что количественный и качественный перевес в ходе столкновений всегда был за Тбилиси.
Россия в конфликте была посредником и миротворцем и всегда пыталась остановить его эскалацию. Об этом почему-то сейчас пытаются забыть. Российский переговорщик, Посол Ю.Ф. Попов в тревожные августовские дни "челночил" между Тбилиси и Цхинвалом, пытаясь посадить стороны за стол переговоров. Руководство Грузии уверяло нас, что оно исключительно "за мирный путь его решения". Однако его лицемерие со всей очевидностью проявилось 7 августа в 22:47 с началом обстрела города.
Поздно вечером 7 августа мы фиксировали приближение многокилометровых колонн грузинской техники к зоне конфликта, уже тогда можно было однозначно сказать о неминуемости начала боевых действий. Но и тогда российская сторона предпринимала все меры, чтобы урезонить Тбилиси. Команда Саакашвили нас заверяла, что это всего лишь психологическое давление на югоосетин.
Присутствующая в Цхинвале миссия ОБСЕ все фиксировала. Видела ночной обстрел города, последующие штурмы города 8 августа. К сожалению, в том момент не нашлось на Западе здравомыслящих людей, способных урезонить Саакашвили еще в самом начале его кровавой авантюры.
- А ведь на Западе все еще любят порассуждать на тему "Кто виноват", и даже обвиняют Россию. Для чего это делается?
— Напомню, что все происходило в зоне грузино-осетинского конфликта. А конфликтующими сторонами были Грузия и Южная Осетия. Это признавалось мировым сообществом. Но господин Саакашвили с первых дней своего президентства в 2004 году, видимо, решил войти в историю как "собиратель земель", и не особо церемонился в методах достижения своей цели. Звучащие из его уст заявления о мирном пути решения конфликта предназначались исключительно для Запада, где так хотели это от него слышать, и были всего лишь ширмой.
Первая вооруженная авантюра Саакашвили в Южной Осетии в августе 2004-го, буквально спустя полгода после того, как он пришел к власти, закончилась провалом. Этот эпизод его "мирного пути" все забывают.
Последующие четыре года – время небывалых темпов форсированного развития силовых структур страны, что отлично видели на Западе. К этому надо добавить неоднозначные сигналы, получаемые командой Саакашвили от его западных кураторов, истолкованные или понятые как разрешенная неограниченность средств. Еще раз повторюсь, – все это видела миссия ОБСЕ, действующая в Грузии, в том числе в зоне конфликта.
- В ситуации вооруженной грузинской агрессии в Южной Осетии российские и осетинские миротворцы должны были защищать свои посты и позиции, базовый лагерь, мирные населенные пункты или делать что-то еще?
— Основы урегулирования конфликта определяли Дагомысские соглашения, подписанные в 1992 году Президентами России Борисом Ельциным и Грузии Эдуардом Шеварднадзе, и создавшие правовую базу деятельности миротворцев. Главная задача миротворческого контингента – не допустить вооруженного противостояния и кровопролития между конфликтующими сторонами.
Первые российские миротворцы погибли рано утром 8 августа на линии разделения между грузинским селом Никози и городом Цхинвал, расстрелянные из грузинских танков. Тогда окончательно пришло осознание, что ни смерть россиян, ни обстрел российских миротворческих постов не остановят Саакашвили в достижении главной цели его авантюры – захвате города. Миротворцы не дрогнули и не отступили. Они выполнили свою задачу даже ценой своей жизни.
- Как можно юридически точно оценить оставление позиций грузинскими миротворцами накануне боевых действий?
— Это было решение военно-политического руководства Грузии, говорящее о нежелании мирно урегулировать конфликт, разрушая таким шагом миротворческий формат, и тем самым в одностороннем порядке о выходе из Дагомысских соглашений 1992 года.
- Иногда в Южной Осетии говорят, что Россия в августе 2008 года могла прийти на помощь быстрее. Так ли это?
— Россия от начала до конца действовала строго в соответствии с буквой закона и была транспорентна. Соглашениями допускалось нахождение в зоне конфликта только миротворческого контингента и правоохранительных органов сторон.
Однако к началу августа группировка правоохранительных органов Грузии превосходила весь миротворческий контингент в несколько раз. Она была основным зачинщиком перестрелок и столкновений между грузинами и осетинами. Принятые договоренности допускали усиление миротворческих контингентов. И мы воспользовались этим, только в первом часу ночи 8 августа введя силы усиления.
Однако с утра уже были многочисленные погибшие среди россиян, десятки раненых. Становится ясно, что и усиления миротворцев уже недостаточно, с учетом шестикратного превосходства группировки силовых структур Грузии, штурмующих город, миротворческие посты, российский, осетинский батальоны и отдельные населенные пункты Южной Осетии.
Ночью в Совете Безопасности ООН Россия подняла вопрос о ситуации в Южной Осетии. Реакции Запада не последовало. И днем было принято решение Совета Безопасности России об оказании помощи российским гражданам в Южной Осетии. Российское государство в этих сложных условиях действовало открыто, последовательно и эффективно. При этом оно выполнило все международные договоренности, действующие в зоне грузино-югоосетинского конфликта, под которыми поставило свою подпись.
- Марат Минюрович, с весны 2017 года вы – Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Южная Осетия, и снова погружены в бурную жизнь этого региона. Ваша оценка десяти лет, пройденных Южной Осетией после августа 2008 года?
— Поступательное движение вперед Республики Южная Осетия очевидно. Нельзя сравнивать республику с ее состоянием в августе 2008 года. Посмотрите на город Цхинвал и другие населенные пункты. Люди живут с оптимизмом и верой в завтрашний день. За минувшее 10-летие между Россией и Южной Осетией заключено более 120 различных межгосударственных соглашений, касающихся практически всех сфер деятельности.
Для социально-экономического восстановления и развития республики Россия оказала помощь почти на 60 млрд рублей. Сейчас реализуется очередная обширная программа социально-экономического развития Южной Осетии на 2017-2019 годы. Здесь постоянно вводят в строй и открываются новые объекты.
Несколько недель назад мы с президентом Республики Анатолием Ильичем Бибиловым участвовали в торжественном открытии нового детского сада в поселке Ленингор и школы-детского сада в поселке Цинагар. Через несколько недель будем открывать новую школу. Республика развивается. Она смело смотрит в будущее.
- СМИ сообщали, что официальный Тбилиси был весьма недоволен вашим новым назначением. Как вам здесь работается?
— Честно говоря, не слежу за подобными публикациями. У нас полное взаимопонимание с руководством республики, парламентом, со всеми структурами власти. Мы нацелены на конструктивный диалог и эффективную работу.
Беседовал Александр Хроленко.