"Ночью с 7 на 8 августа все началось. Вдруг в 11 часов начали стрелять. Это был ужас. Пожилые женщины были, мужчины, больные, и некуда было нам деваться. Куда ты пойдешь ночью? – вспоминает жительница одной из квартир в доме на ул. Героев, 118, Татьяна Кураева. – А потом утром вот отсюда танки пришли, и люди, кричали. Жили в подвалах. Видели, как они разговаривали, друг от друга не отходили, все обстреливали. Они сами тоже все боялись – у нас здесь машины стояли, они думали, что внутри кто-то есть. А мы в подвалах все сидели".
К нам подходит еще один мужчина – представляется, но просит не называть его имени: "Меня война застала на работе – седьмого числа я там был. Мне сказали, что мой дом сгорел. Пришел сюда 8 августа – и попал под обстрел. Сначала соседи затащили в подвал, помогли, потом кое-как довезли до больницы. А 10-го уже перевезли во Владикавказ".
С торца стены, что были пробиты снарядами, заложены кирпичом — жильцы сами кое-как восстановили. На стенах – следы от пуль и осколков. Есть квартиры, где никто не живет: у жильцов просто не было средств и сил, чтобы восстанавливать стены, и сейчас здесь – пробоины в стенах, выбиты окна, и хотя по комнатам гуляет ветер, до сих пор пахнет гарью.
"Нам давно власти говорили, что дом непригоден для жилья. Но все никак не переселят", — рассказывает Валентин Санакоев. Он тоже живет здесь, на Героев, 118.
"Да, здесь невозможно жить, — подтверждает мэр города Алан Кочиев, с которым мы тоже встретились на улице Героев. — Тем не менее, люди здесь живут. Жилье для этих людей строится в юго-восточной части города, предварительно оно будет готово к переселению в конце 2019 года".
Вообще проблема жилья – восстановление того, что пострадало в 2008 году, ремонт ветхого, строительство нового – главная головная боль городских властей.
"Переехало довольно много – у нас есть совсем новый микрорайон, Московский, еще строится здесь по улице Героев несколько домов примерно на двести квартир, на юго-восточной стороне города – около 150 квартир. Ведется работа, – рассказывает мэр. – То, что у нас сейчас строится – эта программа завершается в 2019 году, а дальше будем по возможности строить, улучшать условия".
Идем смотреть дома, которые строятся здесь же рядом, на Героев. Квартал состоит из нескольких пятиэтажных домов – но потолки здесь повыше, чем в старых "хрущевках", потому и сами здания немного выше. Внутренний двор с машиноместами, газонами. Кое-где уже посажены деревья. Новые жильцы переедут сюда уже в августе.
На объекте работают и местные строители, и российские, в основном, из Северной Осетии.
"Семь лет работаю на стройке, объектов десять прошел. Такого качества мы даже в Северной Осетии не строили, — рассказывает Марат Тускаев, – сдаем квартиры с полной отделкой, причем стройматериалы здесь – пощупайте сами".
Щупаю. Обои явно не из самых дешевых, межкомнатные двери – основательные, аккуратные, с ручками и защелками. Планировки тоже очень неплохи. По два балкона в каждой квартире — один на 5 квадратных метров, второй на 10. В трехкомнатных квартирах два санузла, и сантехника уже установлена. На первых этажах – пандусы, крепятся к стене на защелке, а двери в квартиры на первых этажах расширены – если инвалиды будут жить, чтобы можно было проехать на коляске.
"Тут к нам одна женщина заходила – просила посмотреть, как внутри. А то люди в городе разное болтают. Пришла, посмотрела, и прямо расплакалась: неужели такое жилье будет? – вспоминает Марат, — Вот посмотрите кухню. Здесь двухконтурный газовый котел – и воду греет, и отапливает квартиру. Счетчик уже стоит газовый, и на нем – датчик газового задымления. Если вдруг утечка — клапан сработает, прекратится подача газа".
Интересуюсь – сколько стоит такое жилье?
"На продажу у нас ничего не уходит, все выдается малоимущим, составлены списки по категориям: малоимущие, одинокие старики, больные – всего 16 категорий. По ним и распределяем жилье", – объясняет мэр Цхинвала Алан Кочиев. – Но конечно, всем нуждающимся не хватает. Насколько я знаю наш город, у нас еще много ветхого жилья, я бы внес в программу переселения ветхое жилье. Надо проработать – может быть, совместное финансирование, в том числе – за счет российской инвестпрограммы".
В этом году в Цхинвале в 37 домах, пострадавших в войне 2008 года, ведутся работы по восстановлению за счет собственных средств республики – пояснил президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов, и это – восстановление жилья за счет собственных средств – он считает одним из главных достижений действующей администрации.