Coffee to go или "кофе с собой" в последнее время заметно набирает популярность среди цхинвальцев. Но еще до того, как кофе в бумажных стакнчиках начал покорять жителей столицы Южной Осетии, кофеман из Цхинвала Михаил заразился идеей создания собственной кофейни. Начиналось все год назад с кофемобиля, который потом переродился в уютную кофейню в центре города. О том, почему пришлось переходить на стационарный формат и об основополагающей идее заведения, Михаил рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Диане Валиевой.
— Как возникла идея создания кофейни в Цхинвале?
— Я сам очень люблю кофе, и мы с другом часто покупали его в зернах, чтобы потом готовить себе на работе. Как-то раз в магазине, где мы брали кофе, появилась кофемашина и возможность выносить готовый напиток с собой. Потом еще и во Владикавказе по городу стали появляться кофемобили — очень удобно, когда то, что ты любишь, не привязано к месту. После этого и появились первые мысли о том, чтобы и в Цхинвале устроить что-то подобное. Можно сказать, что в первую очередь мы делали это для себя.
— Много времени понадобилось на реализацию идеи?
— Пять лет идея созревала, приобретая четкие очертания, и только в прошлом году мы с еще одним парнем — Аланом — решили попробовать. Много изучали, узнавали, общались с другими предпринимателями, и, как итог, прошли обучение на бариста и привезли в Цхинвал первый кофе на колесах. По видам и вкусам кофе ориентировались, в первую очередь, на качество и на предпочтения целевой аудитории. По объявлению нашли бариста — веселого парня, подрабатывающего на время летних каникул, который с энтузиазмом завлекал людей.
— Почему передвижной формат, с которого вы начинали, неожиданно перешел в стационарный?
— В передвижном формате мы протянули где-то до сентября, потому что у нас работали школьники. С учебой такую работу не совместишь, и нам пришлось искать новых сотрудников. Дали объявление с зарплатой в 30 тысяч рублей. Требования были обычные — опрятность, общительность и желание работать. Но с сентября по май мы не смогли никого найти и уже в конце того месяца решили перейти в помещение. Сейчас понемногу разгоняемся, поставили кофемашину, столики и стулья, обустраиваем все вокруг, планируем подключить вай-фай.
— Как вы столкнулись с нехваткой кадров, учитывая безработицу среди молодежи?
— На протяжении девяти месяцев на предложение никто не откликался, а еще говорят, что у нас безработица. Некоторые признавались, что стесняются работать в таком месте или считают это непрестижным, хотя работа непыльная. Был даже случай, что парень искал работу грузчиком, но на вакансию бариста не согласился. Сам не раз заменял ребят и продавал кофе. Я люблю кофе, и мне хочется поделиться с другими тем, что мне нравится.
— При входе в глаза бросается яркая коробочка с заманчивой надписью. Это какая-то акция?
— Да, это волшебная коробочка — "Не жалко — добавь, не хватает — возьми". У каждого ведь бывает такая ситуация, что не хватает денег или не захватил с собой достаточно. Поэтому мы предлагаем возможность взять по необходимости недостающее, и потом снова добавить при желании. Но, знаешь, никто не достает оттуда. Лучше останутся без кофе, чем воспользуются коробочкой. И ведь совершенно ничего зазорного в этом нет: сегодня — достал, завтра — добавил. Это абсолютно нормально.
— Коробочка заполняется?
— Кладут многие, кто-то вообще тысячу рублей положил одной купюрой, а вот брать отказываются. Подумываю уже устроить какой-нибудь день бесплатного кофе или отдать на благотворительность. А то копилка наполняется, а тратить некому.
— Какие средства рекламы на начальных этапах оказались наиболее эффективными?
— Реклама в социальных сетях, конечно, особенно в Instagram. Конструируем своими руками указатели, чтобы нас легко было найти. Но, в первую очередь, это сарафанное радио. Приходят, хвалят наш кофе и советуют друзьям.
— Как справляетесь с конкуренцией?
— Как сказала одна из наших сотрудниц, конкуренции мы не чувствуем (смеется). А если серьезно, мы не боимся конкуренции, потому что если продолжим работать по-честному, делая акцент на качество и сохранение положительного имиджа, все будут знать, что мы лучшие и придут за кофе именно к нам.
— Чем же вы очаровываете гостей?
— Во-первых, это абсолютная прозрачность нашей работы. За всем процессом гость может наблюдать сам, знакомиться с тем, как мы готовим и из чего. Мы не работаем сегодняшним днем, напротив, направлены на будущее. Клиент всегда прав, и его предпочтения и желания для нас на первом месте. Для постоянных гостей у нас небольшие бонусы в виде шоколадок — мелочь, но приятно. Всегда сужу по себе и ставлю себя на место клиента, ведь неправильно сделанный кофе с утра или невнимательное отношение могут испортить настроение на весь день.
— Не секрет, что во многих заведениях в Цхинвале качество сервиса оставляет желать лучшего. В чем причина, по твоему мнению?
— Раньше кафе открывались часто и на ура, но потом быстро затухали, потому что вся их деятельность сводилась к зарабатыванию денег. А если постоянно не совершенствоваться и не развиваться, ничего не получится. Работа должна нравиться, нужно вкладывать душу, и тогда дело пойдет в гору.
— Не страшно было начинать?
— Нет, потому что идея созревала пять лет, и было сильное желание, которое перекрыло все остальные чувства. Очень хотелось открыть что-то такое и сделать свой маленький вклад в преображение Цхинвала. Без ложного патриотизма. У всех ведь есть друзья, которые приезжают в гости из других стран. И для того, чтобы было куда их повести, хотелось создать красивый кусочек красоты.
— Можешь сказать, что риск полностью оправдан?
— Конечно! Благодаря кофе я встретил столько разных интересных людей. Знаешь, все, кто сюда заходят, приносят с собой свою историю, и мне всегда радостно с ними общаться и узнавать их. Много веселых и забавных случаев происходит, даже думаю начать их записывать. Мы работаем с восьми утра до девяти вечера, но часто задерживаемся и до одиннадцати. Самые приятные клиенты — те, что с утра, когда открываемся, и те, которые спешат к нам на последних секундах перед закрытием. Ради них не жалко задерживаться, ведь люди спешат именно за нашим кофе.
— Какие планы на будущее?
— Планов много и мы очень позитивно настроены. Стремимся к европейскому образцу атмосферных уютных кофеен. Пока рядом идет стройка, но как только ее завершат, мы выйдем на улицу и организуем красивое местечко для дружеских встреч под кофе на европейский манер. Цхинвальцы смогут общаться и проводить время за чашкой кофе или чая в непринужденной обстановке. Наша идея — это кофе и общение.
— Думаешь, такой формат будет пользоваться спросом?
— Не сомневаюсь. Думаю, осетины больше приближены к Европе по менталитету, и мы должны развивать культуру общения и времяпровождения. А это прекрасная возможность спокойно посидеть и обсудить последние новости, попивая любимый напиток, приготовленный с любовью.