Индексы уровня занятости населения Южной Осетии еще с 2012 года демонстрируют отрицательный тренд. Косвенный показатель растущей безработицы — это количество людей, обратившихся в службу занятости Южной Осетии. Так, в 2012 году в службу занятости обратилось 3430 человек. Для сравнения, аналогичный показатель в 2016 вырос на 17% и составил 4064 человек. При этом в 2012 году службой занятости из 3430 человек было трудоустроено 120 человек, а в 2016 году в два раза меньше — 67 человек.
В первом квартале 2018 года в службу занятости Южной Осетии обратилось 1477 человек, из которых было трудоустроено 17 человек.
Безработица в любом государстве имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия. В близкой перспективе низкий уровень занятости приводит к резкому падению уровня жизни населения, что распространяется на все области жизни человека и семьи.
В долгосрочной перспективе безработица может приводить к росту преступности, как эффект попыток нетрудоустроенного населения улучшить качество своей жизни, и формированию так называемой "теневой" экономики. Теневая экономика, в свою очередь, не решает проблему безработицы в значимой мере, но ведет к дальнейшей деградации рынка труда, падению качества товаров и услуг и исключает какое-либо регулирование со стороны государства и обоюдную ответственность поставщиков и потребителей.
Ухудшение ситуации на рынке труда обычно не имеет единой причины, а проистекает из комплекса факторов. В Южной Осетии, в частности, росту безработицы способствует отсутствие прочного производственного сектора экономики и рынка квалифицированного труда, что приводит к оттоку специалистов.
Вместе с тем, на рынке труда наблюдается явное перенасыщение специалистами похожих профессий и уменьшение рынка специализированного труда. В результате не остается возможностей и мотивации для здоровой конкуренции, снижается уровень квалификации специалистов, профессии становятся широкоуниверсальными. Речь идет о так называемой проблемной триаде "юристы-экономисты-менеджеры".
Решить проблему безработицы "малой кровью" не получится: со стороны государства и граждан потребуются непопулярные и откровенно неудобные решения. В частности, необходимо создать государственный заказ на определенных специалистов, исходя из требований рынка. Специалистам, которые по тем или иным причинам оказались невостребованными, придется обратить внимание на более востребованные профессии, пускай и лишенные ореола искусственного престижа.
Многообещающей сферой занятости уже сейчас мне видится ремесло в его первичном понимании: ручное производство частных лиц или трудовых объединений. Работа таких коллективов имеет подчас неочевидные преимущества для сотрудников и экономики государства. В первую очередь, ремесло всегда привязано к определенной нише интересов, часто глубоко традиционных и абстрактных, а потому оно менее чувствительно к колебаниям экономических показателей и чаще всего демонстрирует высокую и устойчивую востребованность в условиях нестабильного рынка.
Во-вторых, ремесло — это рупор национальной культуры и инструмент так называемой "культурной дипломатии". Возрастающая туристическая привлекательность Южной Осетии, которую нельзя не отметить с большой радостью, означает повышение спроса на товары национального производства. Другими словами, с притоком туристов, как следствие, создается рынок для ремесленников, который будет удовлетворять потребностям туристов. Потребности у гостей могут варьироваться от символических — украшения, "магнитики", игрушки и поделки из дерева — до гастрономических и культурных.
Те граждане, которые первыми уловят эти сигналы, помогут преодолеть национальный кризис безработицы. С формированием собственного производства возникнет новый рынок труда, ослабнет давление на государственный бюджет — благоприятные эффекты могут иметь грандиозный характер для республики.
Претворить этот проект в жизнь возможно только, если будут соблюдены ключевые переменные: заинтересованность, понимание и отсутствие завышенных ожиданий и требований у отдельной личности.