Во Дворце культуры селения Ногир во вторник состоялся показ спектакля по пьесе Геора Хугаева "Сатти и Батти" режиссера-постановщика Алины Кабисовой. Лучезарную комедию зрители смотрели с бурными овациями и непрекращающимся хохотом. А поставила ее женщина, которая последние три года мужественно борется со страшной болезнью. Историю сильной красивой женщины в Северной Осетии знают все — два года назад буквально вся республика откликнулась на беду Алины и помогла собрать средства на лечение за границей. И дело тут даже не в деньгах — моральная поддержка множества незнакомых людей дает Алине силы жить дальше и творчески работать.
Алина Кабисова и Ацамаз Кочиев рассказали корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой о том, как шла подготовка спектакля и какие трудности пришлось преодолеть, чтобы показ состоялся.
Алина Кабисова, режиссер-постановщик Ногирского народного театра
— Почему вы решили поставить именно эту пьесу?
— Моей первой постановкой здесь была военная драма, и зрители так наплакались, что попросили в следующий раз поставить какую-нибудь комедию. Я посовещалась с коллективом, и мы решили ставить "Сатти и Батти".
— Почему вам интересно работать именно с Народным театром?
— Меня пригласили в Ногирский народный театр на должность режиссера-постановщика три года назад, и я сразу согласилась, потому что мне симпатичны люди, которые настолько влюблены в театр, что готовы посвящать ему все свободное от основной работы время. Здесь нет профессиональных актеров, например, главные героини, задействованные в спектакле "Сатти и Батти" — это художественный руководитель ДК Людмила Тибилова и аккомпаниатор Залина Тедеева, а мужские роли играют директор клуба Виталий Джиоев и студент юрфака Арсен Багаев. Сначала с нами был и Казбек Базаев, который работает художником-декоратором здесь же, но с ним случилась беда — его разбил инсульт и нам срочно пришлось искать замену. Его роль сыграл Ацамаз Кочиев, который любезно согласился, хотя сам очень загружен. Спасибо ему, он очень нам помог.
Если вернуться к тому, как я стала работать в Народном театре, то в этом большая заслуга главы администрации Алана Таймазова — именно он пригласил меня работать режиссером-постановщиком. Очень внимательно к нашей семье всегда относились и братья Алана: Тимур Таймазов и Артур Таймазов, все три брата — наши односельчане. В Ногире остались традиции быть причастными к радости и беде соседей. В селе это считается долгом каждого человека. Я могу сказать, что Таймазовы — яркое тому подтверждение и со мной согласятся многие ногирцы. Каждый из братьев помог мне по-своему: не только материально, но и морально и это было очень важно для меня. Работа в театре стала моей отдушиной. Возможность заниматься любимым делом, — счастье для любого человека, а для меня это стало ещё одним толчком набраться сил — укрепить, закалить свой дух. Кстати, именно Алан однажды в разговоре и дал мне ту внутреннюю надежду на "излечение". Он убедил меня пробовать все, пока не будет нужного исхода. Тогда несколько лет назад Алан Таймазов первый завёл разговор о немецких врачах и о сильной нейрохирургии в Германии. После этого я наполнилась решимостью ехать. Спасибо им огромное за то, что всегда шли навстречу, помогали и не оставались в стороне в самые сложные времена.
— Сколько времени длилась подготовка спектакля?
— Из-за моей болезни нам часто приходилось переносить репетиции и работать урывками, пришлось даже перенести сам показ, потому что я две недели лежала в больнице после очередного приступа. А так в целом подготовка заняла год.
— Что было самым сложным в работе над спектаклем, если опустить трудности со здоровьем?
— Самое сложное — донести то, что ты хочешь и получить то, что ты хочешь — свой взгляд на пьесу. Я специально не смотрела ни одной постановки "Сатти и Батти" и поставила пьесу так, как увидела и почувствовала ее. Например, герой Ацамаза Кочиева говорит на кударском диалекте — я специально это сделала. Хотела, чтобы и дигорский диалект звучал, но, к сожалению, никто из актеров не владеет им.
— Если говорить об актуальности пьесы, есть ли, на ваш взгляд, сегодня те идеалы и в целом люди, о которых писал Геор Хугаев?
— Есть много примеров перед глазами, которые говорят о том, что этого уже нет. Но, также, на своем примере я могу сказать, что все-таки добрых и отзывчивых людей по-прежнему очень много. Герои пьесы постоянно ругаются, но при этом очень любят друг друга. Это такой образ жизни — они не могут не поссориться, но и не помириться не могут. Они очень переживают друг о друге и живут как одна семья.
— Работа в театре помогает вам не унывать?
— Очень помогает и вдохновляет, я ощущаю прилив сил и забываю здесь обо всем. Конечно, коллектив меня щадит. Вот Залина Тедеева — она как рентген: я захожу и она сразу видит и чувствует в каком я состоянии. И когда мне становится уже невмоготу, то меня отправляют домой. Конечно, мне хочется полностью отдаваться работе и не отвлекаться на болячки, но, к сожалению, пока так. Я рада, что могу работать и что в целом чувствую себя лучше.
— Неделю назад была премьера этого спектакля, вы сдавали его комиссии, чтобы подтвердить статус Народного театра. Как все прошло, как вы оцениваете постановку?
— Я считаю, что все получилось, комиссия нас хвалила и зал хохотал.
Ацамаз Кочиев, художественный руководитель театра "Квадрат", выпускник мастерской Геора и Валерии Хугаевых при Осетинском театре.
— Почему тебе было интересно принять участие в постановке?
— Скажу честно, я хотел отказаться, потому что сейчас очень загружен: я работаю над ролью Гамлета, участвую в опере "Коста" и в других проектах. Но когда Алина рассказала, что один из артистов тяжело заболел, а спектакль нужно обязательно ставить, так как необходимо защитить звание Народного театра ногирского клуба (которое если не защитить, то потом на получение звания Народного театра нужны десятилетия, чтобы заслужить), то я не мог не согласиться. К тому же я ногирский племянник (смеется) и саму Алину тоже не мог не поддержать — это тоже важный фактор для меня. Я согласился и получил массу впечатлений, потому что я очень люблю людей, которые так трепетно относятся к театральному искусству. Настолько трепетно, что порой и от профессионалов такого отношения не увидишь…
Я с удовольствием работаю с людьми, которые делают все, чтобы выкроить свое время, прийти на репетицию и создать шедевр.
— В чем, на твой взгляд, заключается изюминка именно Алининой постановки?
— Я вижу Алину в спектакле: он выстроен достаточно профессионально, интересные мизансцены, какие-то свои находки и выстроенные образы. Безусловно, что режиссура в этом спектакле есть и она на порядок выше, чем предполагает статус Народного театра. В постановке есть концепция, есть отношение режиссера к спектаклю и отношение спектакля к зрителю. Я хочу отметить, что когда мы отыграли премьеру (сдавали спектакль комиссии на подтверждение статуса Народного театра), то я, сидя за кулисами и ожидая своего выхода, слушал, как реагирует зритель. И вот этот коннект зрителя с артистами, был настолько теплым, ярким и светлым, что стало очевидно — спектакль удался. Зрителя невозможно обмануть, он хоть и не заканчивал театральных институтов, но почему-то так хорошо чувствует фальшь и если ты где-то не "дожал", то это сразу видно.
Своим мнением о спектакле поделилась Анжелика Гучмазова, которая приехала на постановку, чтобы лично поддержать Алину Кабисову:
— Вчера я попала в Ногир на показ пьесы Геора Хугаева в постановке Алины Кабисовой "Сатти аемае Батти". Замечательный человек и мужественная женщина Алина праздновала в этот день еще и свой день рождения. Сказать, что мне просто понравилось — не сказать ничего. Я была в восторге от игры молодых актеров Народного театра Дворца культуры Ногира в лице его директора, исполнителя главной роли Сатти — Виталия Джиоева, художественного руководителя, играющей роль Сасинки — Людмилы Тибиловой и других талантливых актеров: Казбека Баззаева, Багаева Арсена, Теддевой Зарины, Игоря Кабисова и Ацамаза Кочиева.
Я не раз видела хорошую актерскую игру, но здесь было чуть больше, чем просто актерское мастерство. Юмор, импровизация и искреннее вживание в роль, сделали свое дело. Зритель был в восторге от бесподобной игры актеров и ухохотался от искрометного актерского юмора. А после спектакля мы попали на традиционный застольный "разбор полетов". И это было замечательным продолжением вечера. Ребята раскрыли все свои вокальные и инструментальные таланты, смотреть и слушать их было одно удовольствие. Я получила заряд незабываемых впечатлений и воспоминаний, за что большое спасибо всему творческому коллективу ДК и Алине Кабисовой, которую я приехала поддержать.
И мне бы очень хотелось, чтобы этих талантливых ребят как можно больше и лучше поддерживало руководство Пригородного района и Минкультуры нашей республики. Такие самобытные и талантливые коллективы призваны продвигать в массы национальный язык и культуру Осетии, без чего у нас не будет достойного будущего. Процветания, продвижения и творческих подъемов Вам, Народный кударский театр селения Ногир. Со вчерашнего дня я ваш фанат и поклонник!