Диана Валиева
Вопрос о самой любимой книге среди книголюбов по праву считается одним из самых непростых из-за сложности выбора "той самой" среди десятков интересных прочитанных произведений. Но после долгих размышлений на ум все же приходят те, что произвели неизгладимое впечатление и запомнились на всю жизнь.
К Всемирному дню книги сотрудники информационного агентства и радио Sputnik Южная Осетия вспомнили самые важные книги в своей жизни и рассказали, чем они могут заинтересовать читателя.
Джульетта Козаева, выпускающий редактор:
— "Камо Грядеши" польского писателя Генрика Сенкевича — лучшее, что я читала. Этот исторический роман я прочла в ранней юности, и он оставил в моей душе глубокий отпечаток. Позже, перечитав книгу, я еще раз убедилась, что она великолепна, а ее автор — гениален. Читала книгу взахлеб, днем и ночью, я не могла остановиться, пока не закрыла последнюю страницу.
В книге описывается зарождение христианства в древнеримской империи, гонения первых христиан. В сюжете тесно переплетаются религиозные и личные темы, любовь и зло, интриги и козни, жестокость и высшая благодать.
Впоследствии роман был переведен на 50 языков и принес Сенкевичу Нобелевскую премию.
Эта книга, я убеждена, будет интересна всем — и молодежи, и взрослому поколению, и мужчинам, и женщинам, независимо от их религиозных воззрений. Император Нерон, великий римский пожар, апостол Петр со свои м вопросом к Христу "Камо грядеши" (Куда идешь), любовная история главных героев Марка и Лигии — все это не может не захватить, не заставить переосмыслить многие ценности жизни.
Ян Габараев, корреспондент:
— "Уловка — 22", или "Catch-22" известного американского писателя начала XX века Джозефа Хеллера. Книга по праву считается наиболее влиятельным произведением в американской литературе эпохи второй мировой войны, а на родине автора название книги стало идиомой, которая обозначает любую безвыходную ситуацию, порочный круг.
Первая половина пропитана искрометным юмором, граничащим с абсурдом. Автор через своих героев, которые поочередно страдают от шизофрении, мании и прочих психозов, высмеивает порочную систему взаимоотношений в американской армии, идиотизм командования и бессмысленность участия США в войне, которая не принесла результатов, но стала тяжелым бременем на плечах обычных американцев.
Во второй половине краски заметно сгущаются, юмора становится меньше, и он приобретает несколько трагикомический оттенок. В этом и мастерство автора, что смешение таких, казалось бы, диаметрально противоположных стилей не создает ощущение безвкусного балагана, а работа не теряет целостности. Напротив, юмор и трагедия оказывают кумулятивный эффект на сознание читателя, придают книге особенную остроту.
Задача, достойная настоящего мастера слова, которая завоевала книге отдельное место в списке бессмертных художественных произведений.
Виктория Тигиева, ведущая радио:
— Обязательно прочтите книгу "Заводной апельсин" Энтони Берджеса. Она не затягивает, местами ее язык трудно понять, временами вас будет тошнить от Алекса. Именно поэтому эту книгу стоит прочесть. "Заводной апельсин" вызывает эмоции, просверливает висок и оставляет осадок на душе. В этой книге есть все: добро и зло, дружба и предательство, поиск жизненного пути и переоценка ценностей, отношение в формате "маленький человек под гнетом большого государства". Да, и на сухих страницах "Апельсина" явственно слышится Людвиг ван.
Если вы живете в Цхинвале, то книга Мелитона Казиева "Переходный период" должна вам понравиться. Читая эту книгу, вы легко представите все описанные в городе места. Вы отчетливо увидите лица и фигуры персонажей. Это роман. Там есть очень интимный момент, читая который, вы будете смущаться. Вы будете сопереживать Дзерассе, ненавидеть ее черствых и глупых родителей, грустить на ее похоронах. Эта книга оставит после себя ощущение чего-то личного и горького, но, в то же время, чего-то душевного и светлого.
Аида Гагиева, пресс-секретарь:
— Джордж Оруэлл, "1984". На мой взгляд, эта книга должна быть интересна всем, кто работает в СМИ. Сейчас подробности сюжета мне вспомнить будет трудно, но меня зацепило в этой книге то, как автор описывает манипулирование общественным сознанием. В выдуманном обществе будущего, которое было пропитано тотальным контролем и ненавистью друг к другу, человека могли осудить просто за неправильные мысли или мыслепреступление. А создавая новояз, придумывая новые слова и уничтожая старые, министерство правды стирало из памяти людей те факты, которые им были невыгодны, и, таким образом, делало мыслепреступление просто невозможным. Для него просто не останется слов… Что мы видим сегодня? Нет, нас не ограничивают в получении информации, на нас ее выливают тоннами, далекой от действительности и нет в сознании прочной картины мира.
— Джек Лондон, "Мартин Иден". Ну и, конечно, как и всем девочкам, мне нравятся книги о любви. Одна из них — "Мартин Иден". Это история о том, как бедный парень полюбил девушку из "высшего общества", как он, несмотря на все трудности, стал успешным человеком, чтобы быть достойным ее. Но чего это стоило? Он не чурался работы, Мартин нанимается в прачечную гладить белье, но поняв, что такой труд изматывает и отупляет, он уходит оттуда. Мартин начинает писать для заработка, он с завидным упорством снова и снова отсылал свои рассказы в различные издания, пока не получил отклик одного из крупных издательств. Тут-то все изменилось в жизни и в мироощущении главного героя. А чем закончилась история любви Мартина и Руфь, читайте сами.
Александра Алборова, выпускающий редактор:
"Остаемся зимовать" Шейна Джонса — очень атмосферная книга. Кому-то она может показаться странной, сюжет романа абсолютно сюрреалистический. По сути это сказка, все персонажи которой живут в вымышленном мире, где правит жестокий Февраль. Жители страны объявляют ему войну, чтобы поскорее наступило долгожданное лето, и все запреты Февраля сняли, как, например, запрет запускать воздушных змеев. В то же время Февралю пытается помочь его подруга — "девушка, от которой пахло медом и дымком".
Каждая страница небольшой книги дает почувствовать и холод, утомивший персонажей, и аромат мятной воды, которой они пытаются сохранить тепло. Это отличная метафора не только наступлению весны, но и всему новому, что приходит, когда нас охватывает отчаяние.
Наталья Босикова, SMM-менеджер:
— "Трансерфинг реальности" российского писателя Вадима Зеланда. Изначально чтение может показаться нудным и не совсем понятным, но приложить усилия для прочтения стоит. Это новый взгляд на устройство нашего мира, умение управлять своей судьбой. Книга меняет привычное мировоззрение и помогает понять, что каждый человек выбирает свою реальность сам, исходя из собственной системы координат.
До прочтения и осмысления этой книги, человек не знает о том, что может не добиваться, а просто получать желаемое.
"Мы всегда получаем то, что выбираем" — такова практически вся суть этой книги.
Салима Тедеева, ведущая радио:
— Гайто Газданов — осетинский писатель-эмигрант, умеющий показать всю глубину потерянной одинокой души. Как правило, герои его романов — нестандартные, потерянные парижане, которые никак не могут найти свое место в обществе, в них часто проскальзывают моменты жизни самого писателя.
Именно таким и был главный герой романа "Эвелина и ее друзья". Эта книга о людях пронесших свою дружбу через всю жизнь, хотя сложно назвать их отношения "дружбой". Меланхоличный Мервиль богат, утончен, умен, то и дело влюбляется в неправильных женщин, чувства к которым слишком быстро остывают. Андрей, живущий не своей жизнью, — инженер и невротик. Артур, который никогда не сидит на месте, то меховщик, то владелец художественного салона, а в перерывах — негде жить и нечего есть. А сам писатель играет роль жилетки, предоставляя свою квартиру в пользование нуждающимся, философствует о Боге и ни во что не вмешивается. И самое главное, время от времени в их жизни, словно фурия, врывается Эвелина, которая была сердцем этой странной компании.
"Ты знаешь, мне иногда кажется, что Эвелину создал задумчивый дьявол, в тот день, когда он вспомнил, что когда-то был ангелом"…
Ревмира Алборова, корректор:
Люблю читать. Разное. Из последних запомнившихся: "Бегущий за ветром" и "Тысяча сияющих солнц" Халеда Хоссейни. Собираюсь прочитать и третью его книгу, как будет время. Автор написал всего лишь три книги, но их стоит прочитать. Приятно было встречать знакомые слова, ведь пуштунский и осетинский относятся к одной языковой группе. Не скажу, что это великие произведения, но за душу берут, читаются на одном дыхании, как говорится, и… очень тяжелые. Так что, чересчур впечатлительным, наверно, не стоит и начинать.
Книги написаны проникновенно, сюжеты — захватывающие, герои хоть и вымышленные, но, зная историю этой страны, вполне допускаю существование их прототипов в реальной жизни. Абстрагируясь от хвалебных высказываний автора в адрес приютившей его Америки и ненависти к русским, интересно было читать про культуру, нравы и быт афганского народа, межплеменные отношения, жизнь людей до и при шариатском правлении талибов, о довоенном времени в стране, когда вокруг нее еще не столкнулись интересы США и СССР. Автор сумел описать всю трагедию страны. Книги заставляют задуматься о многом и ценить хрупкий мир.
Андрей Тадтаев, шеф-редактор:
— "Дети капитана гранта" Жюля Верна. Главная потому, что это первая книга, которую я читал. Во втором классе, кажется. Первую книгу, как и первую любовь, запоминаешь на всю жизнь. Это, конечно, очень условно, потому что для меня нет такого определения — самая любимая или самая главная. Есть много книг, о которых я мог бы так сказать.
Если все же "после долгих размышлений", — то "Тропик рака" Генри Миллера и "Улисс" Джеймса Джойса. Могу перечитывать их бесконечно и каждый раз — как в первый. И это в переводе, могу только представить, сколько я потерял, из-за незнания английского.
С Миллером понято, читаешь не отрываясь, потому, что книга тебя захватывает — не столько сюжетом, сколько языком — и закончить ее можно на следующее утро.
С "Улиссом" все по-другому. Я не смог одолеть ее до конца ни с первого, ни со второго раза. Только года через два.
Вообще не люблю какие-то книги, фильмы и так далее, которые надо прочитать/посмотреть обязательно — есть такие списки, не знаю кем составляемые.
Но "Улисс" зацепил сразу, я хотел ее прочитать, но не хватало терпения, времени, мешали все эти толкования и сноски на полстраницы. Но я понимал, что это что-то великое, ни на что не похожее. Поэтому читал отдельными главами, причем неважно, с какой начнешь — последовательность там не имеет никого значения. Там вообще слом всего и вся. Это не первая любовь, а главная в жизни. До сих пор длится.