ЦХИНВАЛ, 31 мар — Sputnik, Ян Габараев. В Южной Осетии бесконечное число поселков и селений, крошечных и густонаселенных, покинутых, потерявших всякую надежду на будущее — и возрожденных из пепла и угасания. На каждом судьба оставила неизгладимый отпечаток, и у каждого своя история, сотканная из жизненных событий отдельных людей. И если сельские пейзажи редко отличаются разнообразием и представляют собой девственно чистый природный ландшафт, подернутый временем и цивилизацией — то пахнут, живут и ощущаются они всегда по-разному. Такие тонкие, но отчетливые контрасты — неоспоримое свидетельство прочной связи природы и человека.
На живописной равнине, посреди бескрайних зеленых полей, обдуваемое живительным свежим горным ветром, в самом центре Цхинвальского района укромно расположилось село Сатикар, ныне более известное как Дыхуызта. Сатикар можно справедливо отнести к той категории сел, которые балансируют между полным запустением и поэтапным возрождением: здесь проживают немногим больше двухсот человек, преимущественно стариков, но есть школа, сельский клуб, библиотека и попытки отдельных людей вывести развитие села в правильное русло.
Алан Цахилов известен во всем Цхинвальском районе как главный поставщик живой курицы и куриного мяса. Его ферма спрятана в некотором удалении от сельской администрации, но найти ее не составляет проблем, хотя бы по громкому кудахтанью и прочим характерным звукам семейства пернатых.
На ферме Цахилова кипит жизнь в ее первозданном виде: по размытой дождем вязкой земле, под пристальным взором молодого пса неспешно прогуливаются индюки в окружении суетливых куриц, а в отдалении задумчиво бродят утки. Впрочем, самое интересное на ферме заметно не сразу, но некоторые звуки все же слышно сквозь бесконечный птичий гвалт.
Цахилов открывает дверь небольшой клетки, из которой неуверенно показывается черная голова маленького забавного поросенка, а за ним выходят еще трое. Это, как рассказывает Алан, редкая вьетнамская порода свиньи. Она обладает неподражаемо вкусным мясом, а максимальный вес такого животного не превышает 80 килограмм.
"У них очень большой слой жира, а мясо на вкус превосходит любую другую породу. Это как осетрина среди рыбы, если сравнивать", — говорит Алан.
Алан — инвалид второй группы, однако находит в себе силы в одиночку содержать большое хозяйство и стремится расширить его. Для этого он оформил участки, которые планирует перевести под ферму и приобрел автомобильную технику. Единственное препятствие, по его словам, это отсутствие государственной поддержки.
"Чтобы поднять всю ферму на этом участке, по моим подсчетам, требуется около четырех миллионов рублей. Я обращался за кредитом, но мне отказывают", — рассказывает он.
Есть в Сатикаре и такие люди, которым ни возраст, ни положение не позволяют к чему-либо стремиться, волею судьбы, приговоренные к одинокой жизни. Дом 86-летнего Павлуша Гатикоева сгорел во время войны, и он вынужден проживать в ветхом доме, который построил самостоятельно. После того, как от болезни умерла жена, у него не осталось близких родственников в селе.
"Я не в состоянии сам прийти к государству за помощью, и прошу других людей рассказать о моем положении. Я слышал, что правительство и президент помогают бедным людям, и надеюсь на их внимание", — говорит Гатикоев.