ЦХИНВАЛ, 24 янв — Sputnik, Диана Козаева. Советник администрации президента России по вопросам образования и науки Темина Казахова рассказала в пресс-центре Sputnik Южная Осетия о новом законе, лимитах и зарплатах учителей.
Плюсы в образовании Южной Осетии
По мнению советника, то, что в системе образования Южной Осетии сохранились некоторые моменты советского образования, является большим плюсом. К примеру, отношения "учитель-ученик", и воспитание детей, которые ведут совместно учителя и родители.
"Это имеет очень большое значение. На это, видимо, повлияло и то, что современные гаджеты не такими ускоренными темпами дошли до Южной Осетии", — сказала Казахова.
Она отметила, что огромное значение в развитии системы образования имеют нормативно-правовые базы, без которых нельзя двигаться вперед, "их надо привести в соответствие, если мы стремимся к лучшим мировым стандартам образования".
С этой целью в прошлом году в Южной Осетии приняли новый закон об образовании, в котором отражены наиболее значимые отрасли, в том числе инклюзивное образование, которое дало возможность детям-инвалидам обучаться в общеобразовательных учреждениях совместно с другими детьми.
"До сегодняшнего дня было упущено дополнительное образование. Надо восстановить трудовое обучение, лагеря труда и отдыха, когда дети сами выращивали продукты на участках для школьной столовой, сажали деревья, помогали что-то строить. Это объединяет детей и дает возможность почувствовать, что труд — это во благо", — отметила Казахова.
Нужны каменщики, плиточники и повара
По ее мнению, надо обратить внимание и на среднее специальное образование, которое в перестроечный период было забыто, и профтехучилища потеряли свою значимость. Лишь несколько лет назад появились новые программы, пропагандирующие необходимость наличия среднего специального образования.
"Нужны каменщики, плиточники, повара, кондитеры… Это тот слой, который может работать. Этот момент в Южной Осетии очень слабо развит, но в основном из-за того, что выпускникам школ доступно поступление в вузы. Но получив высшее образование, многие не могут устроиться, тогда бы им и помогло средне специальное образование. Имея навыки рабочих специальностей всегда можно прокормить семью. Этот момент надо снова восстановить", — сказала Казахова.
В этом может помочь многопрофильный колледж, где можно обучиться многим профессиям. Однако большой проблемой для учреждения является отсутствие общежития, поскольку большинство студентов колледжа приезжают из сел.
О дошкольном и дополнительном образовании
По словам Казаховой, в Южной Осетии надо внедрять российский опыт и в детских садах, а воспитателям помочь в повышении квалификации. В новом законе об образовании это прописано, и у воспитателей будет возможность бесплатно обучиться, пройти переподготовку и вести работу с детьми по современным стандартам.
Она также отметила, что внедренная в республике новая система оплаты труда дает возможность оплачивать труд педагогов с учетом базового оклада и стимулирующей части, которая начисляется за определенные работы, которые утверждены критериями образования. Советник уверена, что достойная оплата труда учителей будет способствовать их творческому подходу к воспитанию детей, большей отдаче. Казахова обратила внимание, что средняя зарплата педагогов в Южной Осетии выше, чем в Северной Осетии.
О дистанционном образовании для детей-инвалидов
Темина Казахов рассказала и о планах по введению в Южной Осетии дистанционного образования для детей, которые не могут посещать образовательные учреждения. По ее словам, такие программы давно и успешно работают в Северной Осетии.
"В законе об образовании есть четкая запись о доступности образования для всех детей. Мы много говорили о возможности дистанционного образования, но была проблема с Интернетом. Сейчас надеюсь вопрос решится, и мы к этому вернемся", — сказала она.
В то же время советник подчеркнула, что учителя обязаны заниматься с детьми-инвалидами, при этом вопросов об оплате не должно быть.
"Родители могут обратиться в школу, школа дает учителям нагрузку и они работают с учеником", — добавила она.
Студенты из Южной Осетии могут работать в России
Весной прошлого года Россия и Южная Осетия подписали соглашение о взаимном признании образования и квалификаций. Это означает, что документы об образовании, полученные в Южной Осетии, признаются на территории России, а их обладатели имеют право на продолжение обучения и трудовой деятельности в России и наоборот.
"Большая работа проведена министерствами образования двух стран по подписанию соглашения о признании документов, она велась около двух лет. Процесс завершен, теперь решаются организационные вопросы. С этого года вопрос о признании документов об образовании утвержден, это даст возможность студентам ЮОГУ работать в России, в независимости от того, что они окончили вуз здесь", — пояснила Казахова.
Сильные абитуриенты уезжают в Россию
Уже несколько лет Россия выделяет для югоосетинских абитуриентов целевые места в ведущих вузах. Лимиты получают наиболее подготовленные выпускники. Минобразования Южной Осетии провело мониторинг наиболее востребованных специальностей и надеется, что в этом году в числе выделенных квот будут и эти направления.
"Много сильных абитуриентов уезжает учиться в Россию, но, к сожалению, они потом обратно не возвращаются, поскольку их специальности пока не востребованы на рынке труда в Южной Осетии. Поэтому мы провели мониторинг, чтобы определить наиболее нужные направления. Нам нужны ветеринары, врачи узких специальностей, агрономы, строители, программисты. Эти лимиты до сих пор были не востребованы и квот не было, надеюсь, в этом году наши предложения будут учтены", — сказала Казахова.
Она выразила надежду, что, получив образование и поработав в России, набравшись опыта, эти специалисты приедут "создавать что-то глобальное для республики".
Трудным подросткам нужны психологи
"Наши дети все время в компьютерах, в Интернете, они видят насилие. Мы, к сожалению, не учим их добру, они не учатся на тех книгах, на которых училось наше поколение. Многое упускается в семье, в школе. Поэтому школе и родителям надо объединиться и вместе воспитывать подрастающее поколение", — отметила Казахова, отвечая на вопрос о том, какая работа ведется с трудными школьниками.
В этой связи она обратила внимание, что в школах не хватает психологов, эти специальности также заявлены в справке Минобразования о наиболее востребованных в республике специальностях.
"Я говорила с вашими психологами, они также уверены, что такая работа с детьми необходима, но, к сожалению, в этом направлении пока сделано очень мало", — отметила советник.