В начале января стало известно об открытии таможенного пункта на границе Южной Осетии и Грузии — в месте упрощенного пересечения границы "Раздахан". Новость вызвала неоднозначные реакции со стороны общественности и СМИ обоих государств. Некоторые восприняли известие с энтузиазмом, считая, что открытие таможенного пункта позволит взять под контроль ввоз товаров из соседнего государства. В то же время есть опасения, что эта инициатива не решит проблему контрабанды, а в условиях повышенного трафика у таможенников возникнет больше "соблазнов" взымать неформальные сборы.
Наибольшую критику вызвал сам факт открытия таможенного пункта между странами, у которых официальной таможенной границы не существует. Это мнение основано на юридической неопределенности статуса таможенного пункта. Проще говоря, понятия "таможенная граница" и "таможенный пункт" в определенной мере синонимичные — второй является элементом первого. Поэтому, открытие таможенного пункта фактически означает создание таможенной границы.
Бытует мнение, что контроль товаропотока из Грузии ограничивается взвешиванием сумок и сбором неформального налога с контрабандистов. И в этой части вполне справедливы опасения, что с наращиванием трафика из Грузии в республику будет попадать некачественная или вовсе опасная продукция. В действительности, до 2017 года на "Раздахане" таможенные структуры отсутствовали, соответственно, не осуществлялся и таможенный контроль. В настоящее же время этот недочет устранен, и на "Раздахане" развернут полноценный таможенный пост.
По сообщению КГБ Южной Осетии, только в прошлом году было зафиксировано 9 случаев незаконного ввоза и вывоза запрещенных товаров, а нарушители были привлечены к административной ответственности. Одновременно, на новом таможенном пункте для пресечения нарушений будут введены более совершенные методы контроля, включая лабораторные тесты.
Причиной нелегального, но, надо признать, стабильного ввоза товаров из Грузии зачастую голословно называют незаменимость грузинского трафика на внутреннем рынке Южной Осетии: якобы, этот трафик занимает в нем львиную долю. Но, во-первых, никакой статистики по доле грузинских овощей и фруктов на рынках Южной Осетии не ведется. Во-вторых, после войны 2008 года товары из Грузии в Южную Осетию не ввозили вообще, но на продуктовой корзине граждан республики это никак не сказалось. Наивно полагать, что снабжение Южной Осетии продуктами завязано на "контрабанде" из Грузии. Достаточно взглянуть на полки магазинов: едва ли там найдется хоть один продукт грузинской пищевой промышленности.