Недавно состоялась премьера документального фильма "Русская горянка", посвященная творчеству и судьбе актрисы Валерии Хугаевой. Как проходили съемки и как складывалась творческая судьба самого автора фильма, в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой рассказал режиссер "Русской горянки" Хасан Кариев.
Среди коллег Валерия Хугаева всегда была резонансной фигурой
— Фильм о Валерии Вячеславовне Хугаевой мне предложила снять представитель Союза театральных деятелей России Фатима Пагиева.
Я люблю работать с женщинами, мне нравятся женщины как героини и во всех моих работах, будь то клип, программа или кино, всегда присутствует женщина.
— Так получилось, что весь фильм мне пришлось делать самому: начиная от поиска архивных материалов (тут, справедливости ради, хочу отметить мою ученицу, телеведущую Анну Кабисову, которая помогла мне с поиском архива), постановки, съемки, постобработки, звукорежиссуры и заканчивая монтажом.
— Фатима Пагиева познакомила меня с Валерией Вячеславовной и с первых минут мы нашли с ней общий язык, "раздушевничались", проговорили несколько часов, и в итоге получилось такое большое прединтервью. Многое из этого разговора не вошло в фильм, потому что не хотелось ворошить какие-то конфликты, которые случаются в творческой биографии каждого яркого, харизаматичного человека — все это так бессмысленно и не имеет отношения к вечности.
— Съемки закулисья Русского театра — это большое приобретение для фильма. Мне нужна была картинка, чтобы обозначить театр и когда мне сказали, что в такой-то день я могу прийти и поснимать репетицию, так получилось, что я попал как раз на репетицию постановки Изабеллы Каргиновой "Кин IV". Все это очень символически оказалась связано с моим фильмом, потому что это пьеса Григория Горина про известного английского актера начала позапрошлого века, известного интересной судьбой и шумными скандалами, — Эдмунда Кина.
— Среди коллег Валерия Вячеславовна до сих пор резонансная фигура, реакция на нее всегда была сумасшедшей. Она — талантливый, сильный человек с незаурядным характером, харизмой и энергетикой, а у таких людей всегда бывает много завистников и врагов.
Вот пример настоящей любви, которой уже нет в настоящее время
— Конечно, я знал о существовании Валерии Вячеславовны, несколько раз видел ее на сцене, но многое мне открылось только, когда я стал лично общаться с ней. Я узнал детали ее биографии — где она родилась, куда уехала поступать, как прошла войну, как влюбилась и приехала в Осетию и начала строить здесь свою карьеру, которую она могла сделать в Москве. Я слышал от многих людей, что ее до сих пор помнят в ГИТИСе и очень высоко ценят. Она могла бы стать намного больше, чем актриса владикавказского театра. Валерия Хугаева оставила свою карьеру ради любви и приехала в Осетию, чтобы посвятить свою жизнь мужу. Но она ни о чем не жалеет. Она полюбила и пошла за Георгием Хугаевым, как жена декабриста. Вот пример настоящей любви, которой уже нет в наше время. Несправедливо, но для нас любовь возможно уже стала чем-то обыденным, и от этого, к сожалению, обесцененным. А для них (старшего поколения) любовь была чем-то большим. Может быть, это послевоенное время сказалось — все человеческое было обострено. Сколько образовалось в те годы союзов, в которых если любили, то раз и навсегда.
— А сейчас все изменилось — может ритм жизни сказывается, происходит много общественно-социальных изменений, смена гендерных ролей, когда женщина решила заявить о своих правах… Я не считаю, что это неправильно. Женщина решила сказать свое громкое слово в общественных и семейных институтах… Может быть, это еще не так очевидно в российской провинции, особенно в Осетии, но все идет к тому.
— Если сейчас в союзе между двумя людьми начинаются конфликты, то им ничего не стоит принять решение разбежаться и искать дальше свои вторые половины, которые могут так и не найти до конца своих дней.
Мы не живем в гармонии с природой, мы не живем в гармонии друг с другом, мы не живем в гармонии сами с собой
— Любовь и умение уважать человека, которого ты выбираешь в спутники жизни — это дар, потому что при развитом интеллекте, мы отрываемся от природы. Именно благодаря интеллекту мы совершаем большинство ошибок — мы не живем в гармонии с природой, мы не живем в гармонии друг с другом, и не живем в гармонии сами с собой. Если бы эта гармония была, тогда она была и с человеком, с которым ты строишь отношения.
— Валерии Вячеславовне повезло — Георгий Хугаев оказался ее первой и единственной любовью. Таких случаев — один на миллион. Много ли мы знаем пар, которые через всю жизнь пронесли свою любовь? Я не говорю, что все всегда идеально, в каждой семье бывают свои сложности, наверняка, и они не исключение. Но при этом они умудрились прожить больше 50 лет вместе, и она до сих пор тоскует по нему.
Когда я снимаю, то стараюсь прислушиваться к своим ощущениям
— Единственная мысль, которую я держал, когда приступил к работе над фильмом, это то, что он должен строиться по нелинейной драматургии, без строгой сюжетной линии. Многое в фильме — чистая импровизация, в том числе все, что было снято в стенах Русского театра.
— Когда я снимаю, то стараюсь прислушиваться к своим ощущениям. Всегда чувствую, когда должно получиться что-то интересное. Наверно благодаря этому фильм получился атмосферным, настроенческим.
— Этот фильм мне предложили снять в период моих разочарований в людях — это была череда предательств и какие-то чувства и эмоции, которые остались за кадром, стали мне понятны благодаря Валерии Вячеславовне —мотивы объектов моих разочарований, почему они так поступили. В этом смысле для меня Валерия Вячеславовна стала примером снисходительности к людям. Я понял, что это так бессмысленно — держать в себе обиду и злость. Так что я простил, отпустил и пошел жить дальше.
— Когда Валерия Вячеславовна посмотрела фильм, то позвонила мне и первое, что сказала, но с оговоркой, что это ее субъективное ощущение и в этом смысле она не может быть правдивой — что она обратила внимание на свою старость.
Потом посмотрела второй раз, уже стараясь быть отстраненной, и сказала, что претензий нет (смеется).
— Молодые люди, которые имеют счастье с ней столкнуться, не говоря уже том, чтобы получать от нее знания, должны это счастье беречь и дорожить им, максимально впитывая опыт, которым она щедро делится. Она с таким волнением и тревогой относится к своей преподавательской деятельности — да, она до сих пор готовит молодежь, которая собирается связать свою жизнь с театром. Ей это нравится, в ней еще много сил и она готова делиться. Мне показалось, что девочки, которые занимаются с ней (этот момент есть в фильме), не до конца понимают, кто перед ними… И так у многих людей — считается, что если человек рядом с нами (я говорю в данном случае о выдающихся личностях) и мы с ним здороваемся, то это в порядке вещей, так и должно быть.
— Мне было легко установить с Валерий Вячеславовной контакт — я был открыт и она это моментально почувствовала.
Любовь к театру мне привила мой учитель русского языка и литературы Ирина Ивановна Кузубова
— Я закончил шестую школу, самую обычную хулиганскую школу на "курской сторонке" Владикавказа, о которой у меня остались не самые лучшие воспоминания. В старших классах записался в детский театр "Премьера" во Дворце пионеров к педагогам Наталье Ахтырцевой и Елене Смирновой и даже участвовал в двух постановках как актер. С детства мне говорили, что у меня артистичный склад характера, видимо, играло творческое начало и темперамент. У меня были планы поступать на актерский факультет, которые потом сменились, как оказалось, кратковременным интересом к журналистике.
— Любовь к театру мне привила мой учитель русского языка и литературы Ирина Ивановна Кузубова — я был ее любимчиком, но при этом по русскому языку у меня была четверка, зато честная и твердая. А по литературе всегда была пятерка, я любил читать и проводить время в библиотеках. Библиотека была для меня чем-то личным, местом, где я мог быть один и меня никто не трогал, там мне было спокойно и тихо. Домой меня не тянуло, а гулять со сверстниками неинтересно, я всегда был белой вороной, где бы ни находился. И это мешало жить, да и до сих пор мешает.
— Мне всегда была интересна география и все, что связано с путешествиями. Я изучал страны, государственный строй, язык, чем живет каждое государство. Помню, что тогда мне больше всего нравилась Великобритания — горячих людей всегда привлекает холодность —британский менталитет такой сдержанный, холодный, прагматичный и меня это подкупает.
Тогда у меня и проявилась любовь к камере — я брал ее и снимал все подряд
— Я поступил в СОГУ на факультет журналистики и моим первым местом работы и постоянной практики стало студенческое телевидение. Тогда у меня и проявилась любовь к камере — я брал ее и снимал все подряд. А потом научился монтировать. Тогда там еще работала монтажером Ирина Газаева — она сидела за столом, на котором стояли кассетные магнитофоны, соединенные пультом, мне было интересно, я все время смотрел, как она монтирует и пытался понять, как она это делает. А потом по моей просьбе Ирина научила и меня. Так я начал сам монтировать свои съемки. В тот период мне очень нравилась передача "Истории в деталях" и спустя много лет я даже познакомился с Майоровым и чуть было не устроился к нему на работу.
— Потом я работал новостным корреспондентом, но очень скоро понял, что это не мое, меня больше привлекала режиссура. И я начал самообразовываться — читать профессиональную литературу, смотреть серьезное кино.
В тот момент я предал свою мечту
— Так я пришел к желанию получить дополнительное образование и решил поступать на режиссерский факультет Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Первый экзамен, "сценарий на заданную тему", я прошел успешно — из девяносто человек только шестеро получили пятерки и одна из них была моя. Потом был общий экзамен на знание изобразительного искусства и актерского мастерства. Как актер я проявил себя несколько зажатым, а по искусству не хватило знаний, поэтому я получил четверку. И последним экзаменом было сочинение.
— Перед экзаменами у меня был разговор с ректором вуза и он спросил: "а вы готовы не спать, не доедать, вы же понимаете, что с утра до вечера вам придется заниматься здесь?" Я уверенно сказал, что, да, смогу.
— Пока я находился в Питере, то жил у своей близкой подруги Залины Хетагуровой — из 24-х часов в сутки, 22 часа она училась и работала. Спала Залина всего 2-3часа и я практически ее не видел — она уходит, я еще сплю, а когда приходила, то я уже спал. Накануне перед последним экзаменом у меня состоялся разговор с Залиной и она тоже задала вопрос, "а готов ли я начать в жить в таком жестком режиме". А я тогда ведь первый раз в жизни вырвался из зоны комфорта и оказался в мегаполисе, в неизвестной среде, оторванный от маминой заботы, от жизни, в которой я ни о чем не переживал и не думал. И тут мне пришлось задуматься.
— Все эти разговоры и размышления накануне последнего экзамена мучили меня всю ночь и когда я пришел на экзамен, то за пять минут до его начала в моей голове пронеслись все страхи и переживания (глупые, идиотские, я до сих пор корю себя за то, что проявил тогда малодушие и некую слабость) и я встал и ушел. Все мои сокурсники посмотрели на меня с вытаращенными глазами и стали кричать: "куда ты, остановись". Потом звонили и писали, что на меня уже делали ставку педагоги, а я уже ехал в поезде во Владикавказ. Во мне взыграла тоска по родине, страх мегаполисного одиночества и борьбы с трудностями. В тот момент я предал свою мечту. Я не знаю, что мне надо сейчас сделать, чтобы реабилитироваться перед ней. Вернее, знаю, но сейчас после тридцати лет это уже сложнее…
— Я вернулся, закончил СОГУ и вышел работать на ГТРК "Алания", потом поехал в Москву, работал на первом интернет-канале, но вскоре случился экономический кризис и канал обанкротился.
— Я даже успел попробовать себя в модельном бизнесе. Друзья посоветовали отправить мне фотографию в агентство. Тогда у меня были длинные волосы до плеч, фигура была жилистая и стройная. Меня пригласили на кастинг в "Шварцкопф", результаты должны были сообщить позже. В тот момент мне нужно было поехать в Осетию по одному семейному делу, но я задержался, потому что меня позвали поработать на телекомпанию "Мир". Корреспондент в кадре с длинными волосами не приветствовался и я побрился наголо — да, у меня всегда бывают крайности. И на следующий день по закону подлости мне звонит агент и говорит, что "Шварцкопф" хотят подписать со мной контракт на год.
Я люблю и одновременно ненавижу свою родину
— Я люблю и одновременно ненавижу свою родину. Ненавижу из-за того, что люблю. Не могу смириться с некоторыми вещами, которые здесь происходят — все это издержки менталитета и в целом, провинциальности. С одной стороны, я борюсь с провинциальностью в себе, а с другой стороны, мне нравится иметь отношение к провинции (у меня и программа называлась "Дневник провинциала").
Под борьбой с провинциальностью в себе я имею ввиду борьбу с интеллектуальной леностью — это то, что мешает мне развиваться как художнику, люди в провинции — ленивые и всегда озираются на окружение. Здесь мало авторитетов, на которых хотелось бы равняться, нет конкуренции, все заняли свои ниши и в них очень медленно развиваются, не стремясь к большему. Я все время чувствую в себе возможности для роста и хочется двигаться вперед, а порой думаешь, а для чего это надо.
Клип, которым я горжусь — это клип на песню "Останься со мной" Саломеи
— Я начал снимать клипы, когда работал на телевидении и познакомился с местной певицей, у нее была песня, которая меня зацепила, и мне захотелось попробовать сделать что-то творческое. Получилось неплохо, и через какое-то время я уже пришел к съемкам клипов более осознанно, взял кредит, купил серьезное оборудование.
Конечно, с моей стороны было наивно полагать, что у нас развита эта индустрия, и я смогу быстро окупить все вложения. Я не просчитал все риски, с экономической точки зрения не на то сделал ставку, поддавшись влиянию друзей, которые говорили, что все получится. Все же я продолжал работать, но мне попался один неудачный клиент — известный в республике артист, который вывел меня из равновесия как художника. Проект оказался неудачный, и с материальной, и с моральной, и с творческой точки зрения. С самого начала было вмешательство в производственный процесс, испорчен сценарий, драматургия и режиссура. И хотя на клипе, который вышел, указано мое имя, я всегда открещиваюсь от него, потому что очень много договоренностей было нарушено, клип даже не я монтировал. Но этот первый блин, который оказался комом, стал для меня опытом, благодаря которому я извлек уроки и потом уже мог продуманно работать, правильно выстраивая отношения с другими артистами.
Опыт со съемками клипов стал для меня не столько коммерческим, сколько творческим — я начал развивать в себе режиссерские навыки, которые планирую в будущем применять в съемках игрового кино.
— Клип, которым я горжусь — это клип на песню "Останься со мной" Саломеи. Она сама вышла на меня, и предложила сотрудничество. В процессе работы мы открывали друг друга, она очень талантливая, интересная, яркая, образованная.
Я смел и дерзок в своей несмелости и в своей недерзости
— С технической стороны сейчас у меня есть все, чтобы снять короткий метр. Но я противник идеи искусства ради искусства, я не люблю зарабатывать на том, что мало имеет отношения к искусству, если уж я выбрал путь художника, то я должен идти по нему. Говорить слово, которое было уже много раз кем-то сказано, я не готов.
Я всегда ориентируюсь на большого зрителя, мне неинтересно работать только на сугубо осетинского зрителя.
В недавнем интервью в эфире канала "Иристон" я сказал, что в творческом смысле я человек нерешительный и потом друзья и близкие меня упрекнули в этом. Но ведь это такое клише, что художник должен быть дерзким, смелым, уверенным в себе. Художник ничего не должен. У каждого художника свой путь и своя форма самовыражения и в этом смысле я позволю себе дерзость и смелость сказать, что я смел и дерзок в своей несмелости и в своей недерзости.
— Фильм о Валерии Хугаевой — мой дебют в документальном кино, но я все равно отношусь к себе как к дилетанту от кинематографа. Меня никогда не расслабит похвала. Моя сила в моей слабости, и наоборот…