Диана Валиева
Александр Джиоев преподает в Юго-осетинском государственном университете на кафедре информатики и вычислительной техники, а также занимается со школьниками во Дворце детского творчества – посвящает учеников в основы программирования и робототехники.
Программирование в настоящее время считается одной из самых востребованных профессий — именно в области информационных систем и технологий разрабатываются различные программы, упрощающие работу во всех сферах деятельности. Современному человеку уже сложно обойтись без множества преимуществ, достигнутых благодаря развитию программирования.
В Южной Осетии сфера информационных технологий находится еще на начальном этапе развития и специалистов пока недостаточно, поэтому Александр после учебы на факультете прикладной математики и процессов управления в Санкт-Петербургском государственном университете, решил приехать в Цхинвал, где на данный момент занимается обучением будущих программистов.
"В Петербурге я провел семь лет, но здесь мне комфортнее, рядом близкие люди. К тому же я чувствую, что нужен тут, и в моих силах менять что-то к лучшему. Немаловажный стимул – это дети, конечно. Очень радует то, как они чему-то учатся, тянутся к знаниям", — рассказывает Джиоев.
В университете Александр ведет лекции по программированию и математике, а во дворце детского творчества занимается со школьниками. Недавно дворец творчества закупил роботов LEGO и теперь он вместе со своими учениками разбирается в азах робототехники.
"Этот кружок – заслуга директора детского дома творчества Арианы Константиновны. Мы долго думали над тем, как привлечь детей, и решили остановиться на робототехнике. До этого я обучал школьников только программированию, а сейчас в программе наших занятий появились и роботы LEGO. Это начальный уровень робототехники, будем понемногу изучать эту область", — говорит он.
Джиоев отметил, что для него это тоже новая сфера, в которой ему интересно разбираться вместе с детьми.
"Роботы LEGO по сути представляют собой обычный конструктор, который нужно собрать. Только на него еще вешаются датчики касания, расстояния и т.д., а также и управляющий блок, который можно запрограммировать. На данный момент мы уже повесили датчик касания, то есть робот при встрече с преградой сумеет развернуться назад и продолжить свой путь без препятствий. Вроде бы примитивно, но этим самым дети понимают, как это работает, строят алгоритмы. Загораются глаза, когда робот функционирует по нашей программе – для них это целая масштабная операция по сборке и программированию", — добавляет Александр.
Молодой учитель рассказывает, что дети изначально приходят с желанием создавать компьютерные игры, и уже со временем начинают копать глубже и интересоваться основами программирования.
"Их так затягивает обучение, что игры уходят на второй план. Конечно, без них тоже никак, мы отводим несколько минут в начале урока на обсуждение новинок в играх – раньше в них сам не разбирался, зато теперь всегда в курсе", — сказал он.
Большая проблема заключается в отсутствии хорошего интернета, отмечает программист.
"Большинство материала нужно смотреть в интернете, но так как с ним у нас не все так просто, дети часто просят меня что-то найти, посмотреть. Это действительно очень тормозит обучение. Я думаю, что когда у нас будет хороший интернет, дело пойдет быстрыми темпами", — говорит он.
Александр добавляет, что работа со студентами и учениками помогает и ему развивать свои профессиональные навыки.
"Часто они приходят с вопросами, рассказывают о разных интересных новинках. Я сам порой еще не бываю в курсе, вместе читаем и разбираемся. Студенты и ученики дают дополнительный стимул, хочется глубже изучить тему, чтобы потом донести это до них. Как и любому преподавателю, отрадно слышать вопросы – значит, они к чему-то стремятся и хотят больше узнать, что тоже очень мотивирует. В целом, ребята толковые, и с ними интересно", — отмечает Джиоев.
Александр рассказывает, что с детства хотел заниматься чем-то подобным. Он не считает программирование самой сложной профессией и отмечает, что так же, как и в любом деле, здесь есть свои особенности для изучения которых необходимы желание и усидчивость.
"Мне, например, трудно читать различные юридические кодексы и тому подобное, но зато легко дается решение математических задач и написание программ. Для меня конкретика и точность всегда были более привлекательны", — говорит он.
Молодой программист добавляет, что область информационных технологий в Цхинвале только зарождается, пока специалистов мало, и они все загружены работой.
"В области информационных технологий у нас нехватка профессиональных кадров. Поэтому я всегда говорю студентам и своим ученикам, чтобы они как можно скорее входили в работу и развивали это направление дальше – точек приложения масса, было бы желание научиться и работать в этой области. Почему бы, например, не сделать электронную систему документооборота в государстве? Не спорю, задача не из простых и, возможно, пока звучит утопично, но стремиться надо к этому", — отмечает Джиоев.
Важно, чтобы здесь создалась определенная среда, в которой люди могли бы делиться своими наработками, что-то разрабатывать, общаться на тему программирования — тогда эта сфера будет развиваться, считает Александр.
"Отличным подспорьем в развитии информационных технологий, мог бы стать какой-нибудь IT-центр, где бы мы все занимались и работали. Разговоры о том, чтобы открыть такой центр уже ведутся, и, возможно, в ближайшее время он действительно появится. Пока есть небольшая команда программистов, которые заинтересованы в развитии этой сферы, но у студентов и учеников во дворце творчества тоже есть желание работать, поэтому информационные технологии в Цхинвале будут развиваться, это лишь вопрос времени", — говорит он.
Помимо преподавания, Александр собирается писать кандидатскую диссертацию в области защиты информации при МГТУ им. Баумана. Он отмечает, что тема диссертации будет приближена к здешним реалиям, чтобы продукт, который получится на выходе, был применим в Южной Осетии.
"С ректором ЮОГУ Вадимом Ботазовичем мы ездили в МГТУ им.Баумана, где подписали договор о сотрудничестве, в рамках которого я буду писать кандидатскую диссертацию. Все силы будут направлены на написание этой работы", — заключил он.