А вы обратили внимание, что приверженцев так называемого здорового образа жизни стало намного больше? Всевозможные тренажерные залы, бассейны, студии пилатеса или кружки бальных танцев стали посещать те, кто еще недолгое время назад подкачивал пресс только во время подъема с дивана. Даже бабушки и дедушки, несмотря на свой преклонный возраст, напрочь позабыли семечки и лавочки ради абонемента в новомодном фитнес-клубе.
Массовый спорт, к приобщению которого так долго бились, только сейчас стал по-настоящему массовым. Что изменилось в сознании людей? Следование моде, повальный психоз, а может такой мейнстрим — это просто показатель социального блага народа?
Корреспондент Sputnik Казахстан решила разобраться в казахстанской фитнес-индустрии, которая так рьяно привлекает к себе толпы наших соотечественников.
ТРЕНДим по здоровому
Если вы считаете, что мода распространяется только на одежду, вы глубоко ошибаетесь. Мода может быть на книги, музыку, цветы и даже на спорт.
Здоровый образ жизни и все вытекающие из него последствия нынче мегапопулярны. Будем честными и признаемся, что любой человек на планете хочет быть красивым и нравиться при этом окружающим. По мнению нашего консультанта в делах спортивных, руководителя отдела маркетинга одного из фитнес-клубов премиум-класса Астаны Надежды Макашиной, быть красивым — это одна из базовых потребностей человека. Ведь все мы помним народную мудрость, что встречают то по одежке, а потом уже по уму провожают.
"Если в советское время мы ходили в одинаковых платьях и нарядах, то потом фэшн-индустрия набрала обороты — люди стали одеваться ярче, разнообразнее и красивее. Позже это повлияло на внешние формы, то есть одежду надо было на что-то одевать. Отталкиваясь от фэшн-индустрии, мы перешли к своему телу, и как мы стали себя наряжать, также мы стали хотеть и красивое тело", — считает маркетолог.
С приходом нулевых отечественный фармацевтический рынок стал пестрить всевозможными чудо-пилюлями и БАДами, которые обещали непременно понизить количество килограммов в теле и привести к фигуре мечты.
Перепробовав массу способов похудеть, мучая себя всевозможными модными диетами "от селебрити", народ медленно и верно стал приходить к ключевому пониманию, что себя обманывать можно сколько угодно, тратя при этом баснословные суммы, но есть только один эффективный способ привести себя в привлекательный вид — это правильное питание и тренировки.
Тут как раз и находит, как говорится, коса на камень. Базовая потребность быть красивыми усиливается веяниями с подиумов, а еще и с каждого утюга демонстрирует подтянутые тела, умопомрачительные рельефы, бицепс — и сознание человека волей-неволей начинает меняться.
"Конечно, можно сделать дорогостоящие пластические операции, но, как правило, они имеют кратковременный эффект. Перебирая кучу способов привести свое тело в порядок — быть красивыми, а значит и модными — мы поняли, что есть один единственный способ, честный и эффективный — это здоровый образ жизни", — отмечает собеседница.
Здоровье не пропьешь
Даже не поспоришь с тем, что уровень социального благосостояния казахстанцев также повлияло на тренд ЗОЖ в стране, какие бы порой пессимистические реалии не обрисовывали экономические обозреватели.
"Сейчас появилась определенная прослойка населения, скажем так, социально устойчивая, которая может себе позволить заниматься здоровым образом жизни. Мы перестали выживать. Безусловно, есть категория людей, которая продолжает жить на уровне выживания. Конечно, они не думают о фитнесс-клубах и красивых нарядах. Но в целом, картинка поменялась", — констатирует Надежда Макашина.
Также, по словам нашего консультанта, на сегодняшний день заметно снижается уровень употребления алкогольных напитков, рынок алкоголя соответственно сокращается, а все потому, что рынок ЗОЖ растет.
"Тратятся колоссальные деньги на рекламу здорового образа жизни. Это та же реклама красивых тел, кроссовок, тренажерного оборудования. Мы осознанно влезаем в сознание. И наш продукт настолько хороший и нужный, что людям сложно спорить, что он хороший. Если с алкоголем еще можно поспорить, то тут ценность явная", — считает она.
С чего начинается ЗОЖ?
Уже по сложившейся годами привычке худеть, как и бросить вредные привычки, правильно питаться, мы начинаем с завтрашнего дня, но чаще с понедельника. Не правда ли? Но есть и те (назовем их более сознательной частью нашего общества), которая эту дурную привычку трансформировала в другую. А начинали они, по мнению собеседницы, с тренировок собственного сознания.
"Человек через фитнес начинает реализовываться в других сферах жизни, — уверен маркетолог. — Те же успешные бизнесмены стали понимать, что 24 часов в сутках мало, чтобы успеть сделать все, что запланировал. Такой человек понимает, что нужны какие-то резервные силы, а на фаст-фуде, бешбармаке и алкоголе далеко не уедешь. Ресурс тела, к сожалению, ограничен. Все больше успешных людей нравственно и духовно пришли к понимаю, что время ценно, надо высвобождать свой ресурс и, соответственно, надо заботиться о своем теле. И я не говорю о красивом теле, а о здоровом".
Оглашаем весь список
Как выяснилось, на сегодняшний день есть несколько категорий граждан, которые могут похвалиться образом жизни в правильном режиме. Итак, к первой категории относятся те, кто еще лет 10-15 назад пришел к выводу, что только в здоровом теле может витать здоровый дух.
"Это первопроходцы, и они уже достигли определенных результатов. Им уже хочется соревноваться, проверять свои возможности, поэтому сейчас набирают популярности всевозможные марафоны. Если раньше в марафонах принимали участие профессиональные спортсмены, то сейчас уже много тех, кто занимается любительским фитнесом", — отмечает эксперт.
А есть и другая целевая аудитория — это молодежь, которая уже растет в новом формате, в формате ЗОЖ.
"И есть те, кто еще не созрел в силу различных причин. Но вот отговорка, что нет денег, честно, звучит неправдоподобно. Можно и без денег заниматься фитнесом, к примеру бегать по тому же парку. Это оправдание своего бездействия — возможно, человек просто не созрел духовно", — подчеркивает собеседница.
Средний возраст казахстанца, активно следующего здоровому образу жизни, 30+. В большей степени это мужчины и женщины, которые уже успели состояться к этому периоду жизни.
"Сейчас осознанность родителей такова, что детей начинают водить буквально с грудничкового возраста, то есть приобщаться начинают к фитнессу с самого младенчества.
Максимальный возраст не ограничен, скажем так, занимаются фитнесом до самого конца. В нашем клубе самому старшему посетителю далеко за 80 лет", — делится маркетолог.
Как отмечает эксперт, с каждым разом меняется вовлеченность. Если раньше люди ходили в зал один раз в неделю, потом они стали ходить два раза, а потом уже 4 раза стали посещать.
Таким образом, сформировывается уже определенный круг общения и взаимодействия людей.
"Утром приходит деловая категория людей, то есть те, кто активно трудится, и нанятый персонал, тем, кому надо к 10 утра быть в офисе. Это эффективные менеджеры, которые организовывают свое время таким образом. Днем приходят либо не работающие женщины, либо те, кто организует самостоятельно свое время — бизнесмены, предприниматели или не работающие. А вечером — молодежь. Или те, кто не успевает утром заниматься", — отмечает собеседница.
Предложения по делу
Казахстанский сегмент фитнес-индустрии, собственно как и любой другой, сегодня пестрит предложениями по приобщению себя к здоровому образу жизни. При выборе наш соотечественник руководствуется только возможностями собственного кошелька.
"Формат low-cost — это небольшие фитнес-клубы, который могут себе позволить люди, которые не готовы или не могут платить за годовую карту в премиум-классе. Чаще всего к этой категории относятся молодежь. Премиум сегмент — это годовая карта, или еще называем его годовым абонементом", — рассказывает маркетолог.
Стоимость столичного клуба формат low-cost составляет от 25 тысяч тенге, премиум-сегмент предоставляет возможность заниматься здоровым образом жизни в комплексе и его стоимость варьируется от 300 тысяч тенге в год.
"Мы, к примеру, работаем в формате премиум класса. Таким образом мы отсекаем определённую аудиторию. По сути, друг другу мы конкуренцию не составляем. По большому счету, это все разное. Да, возможно, эти маленькие клубы усложняют жизнь большим клубам, но везде есть своя аудитория. Можно зарабатывать деньги и в премиум сегменте и масс-маркете, тут необходимо выбирать самим. Деньги-то по сути могут быть сопоставимы. Либо выбираешь, что хочешь работать с премиум-сегментом, либо хочешь строить сетку в лоукосте", — констатирует Надежда Макашина.
Если говорить в целом о конкуренции, то в США набирает обороты воркаут. Однако, суровые зимы Астаны даже любителей воркаута возвращают в тренажерные залы различных категорий.
"Мы по-разному взаимодействуем с аудиторией. Мы все друг друга дополняем. Осознанность растет, вовлеченность в ЗОЖ также. Это, наверное, единственный бизнес, которым приятно заниматься и который не прогорит. С его ценностью не поспоришь", — отмечает маркетолог.
В общем, казахстанская индустрия процветает, как не крути, и тут каждому свое.
Для клиентов предлагается целый спектр предложений и услуг, для бизнеса — растущий поток клиентов. Кроме того, растет и дополнительный рынок услуг, таких как академии подготовки тренерского состава, индустрия правильного питания и другие. Об этом мы расскажем в следующих публикациях.
А тем, кто после прочтения публикации решил сменить формат жизни, то наш эксперт дает дельные советы:
"Начинать надо с организации собственного дня, а позже подыскивать клуб по удобству локации. После чего честно ответила бы на вопрос: а готова ли я самостоятельно заниматься и достаточно ли мне собственной мотивации? Если же пришли к выводу, что не готовы на самостоятельные подвиги, то стоит присмотреться к тренеру, а потом — на тренажерное оборудование. Дальше определяться с программой тренировок".