ЦХИНВАЛ, 25 сен — Sputnik, Диана Козаева. Алексей Юнусов впервые приехал в Южную Осетию в конце 2009 года, в год, когда в республике начали нести службу российские пограничники. Охранять югоосетинскую границу он приехал с Дальнего Востока, но уезжая через четыре года на родину, Алексей уже знал, что вернется обратно в Цхинвал, и останется здесь жить со своей семьей.
За чашечкой кофе Алексей рассказал о своих тогдашних впечатлениях о Южной Осетии и о том, как встретил здесь свою любовь.
"Кофе я тоже научился пить здесь. Раньше вообще не пил, а теперь даже жене иногда варю", — признается он.
"Думал, что южные осетины — это басурманы"
Несмотря на то, что в первый приезд Алексея, республика все еще не оправилась от следов войны, а дороги были перекопаны, ему здесь очень понравилось.
"Я вообще не знал, куда я еду. Знал, что здесь была война, но кто на Дальнем Востоке знает, что такое Южная Осетия. Думал, что южные осетины — это басурманы. Грузины же христиане — раз они воюют друг с другом, значит, здесь живут мусульмане. Приехал и, соответственно, разубедился. Мне здесь сильно понравилось. Увидел фрукты на деревьях. Пока здесь служил, нашел свою любовь", — вспоминает он.
Алексей говорит, что за время службы многое узнал об осетинах и даже успел выучить осетинский язык. В этом ему помогли хозяева дома, у которых Алексей жил в первое время, пока нес службу в селе Балта.
"На старой заставе не было места, поэтому пришлось снимать дом. Там дедушка с бабушкой не разговаривали по-русски. Пришлось азы схватить. Мы там за вином и учились. Еще я выучил древнюю осетинскую игру, называется "напои русского". Поначалу получалось, а потом привык — иммунитет выработался", — смеясь, рассказывает Алексей.
Он говорит, что выучить осетинский смог за достаточно короткое время, а первыми словами были "баганы", "арима", "сан", "аркан" (пиво, дай, вино, наливай). Он уверяет, что знает больше слов, чем осетины. Если быть точным, то миллион.
"Вот вы до миллиона считать умеете? А я могу — по-осетински", — шутит новоиспеченный гражданин Южной Осетии.
Сватов пришлось посылать трижды
В 2013 году ему нужно было возвращаться на Сахалин из-за ротации, но уезжать из теплой Южной Осетии уже не хотелось, поэтому Алексей разорвал контракт и вернулся обратно. К тому времени он уже познакомился со своей будущей супругой Теей. Они встретились в 2011 году. Тея работала официанткой в одном из кафе Цхинвала.
"Я как-то раз туда зашел, а потом из-за нее ходил", — говорит Алексей.
Просить руки и сердца Теи он решил по кавказским обычаям, целых три раза посылал сватов. Отец девушки не сразу согласился отдать свою дочь за "не осетина".
"Два раза я сам приходил в гости к будущим родственникам со сватами. Я, конечно, особо рот не открывал, сидел молча, не пил, не ел", — рассказывает он.
В 2013 году Алексей и Тея расписались. Несмотря на то, что у осетин это особо не принято, Тея решила взять фамилию мужа, а через год у молодых супругов родилась дочка София.
С родителями супруга у Теи сразу сложились хорошие отношения. После того, как Алексей насовсем обосновался в Южной Осетии, родителей он перевез в Краснодар "поближе к себе". Он говорит, что родители тоже часто приезжают в Цхинвал.
В Цхинвале Алексей открыл свой бизнес
До того, как уехать ненадолго на родину, Алексей уже открыл свой магазин, где продают свежее пиво. Небольшой бизнес, по его словам, развивается неплохо, а магазин пользуется популярностью среди любителей пенного напитка.
Своим друзьям, которые остались на Дальнем Востоке, Алексей не советует перебираться в теплую Южную Осетию. Говорит, что он здесь "смог воспитаться" и знает, что такое "худинаг" (вести себя непозволительно).
"А если вдруг они приедут на Кавказ и будут себя плохо вести, мне будет стыдно", — не то в шутку, не то всерьез говорит он.