ЦХИНВАЛ, 22 сен — Sputnik, Диана Козаева. Памятник жертвам Бесланской трагедии, установленный в Турции участниками североосетинской творческой лаборатории "Портал", воплотил хаос, творившийся в школе после захвата ее террористами, рассказал Sputnik один из участников акции Альберт Тогоев.
В сентябре 2004 года террористы захватили школу в Беслане, в течение трех дней в спортзале они удерживали в заложниках сотни учащихся и их родственников. Жертвами трагедии стали 334 человека, в том числе 318 заложников, из которых 186 — дети. Ранены были 810 заложников, сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих.
Участники "Портала" решили увековечить память невинных жертв, выбрав для этого одно из осетинских сел в Турции — Пойразлы. Причем добраться до точки назначения ребята решили на велосипедах.
"Есть у нас один друг… Он пришел как-то к нам и увидев то, что мы делаем в "Портале", сказал, что у него есть идея сделать памятник в одном из осетинских сел в Турции. До этого они высадили там деревья в память жертв Беслана. Это очень сложный процесс, потому что там практически условия пустыни — не идет дождь и даже трава не растет. Нам идея понравилась, показалось, что это очень красиво", — рассказал Альберт.
По его словам, в процессе "мозгового штурма" ребята придумали конструкцию памятника, отражающего трагические события в бесланской школе. На его создание ушло полкилометра стальных труб, пять килограмм электродов, 110 килограмм мрамора и три тонны базальта.
По замыслу ребят, работа над памятником должна была занять около двух недель, но на его создание ушло два месяца. В результате, ни один человек, который пришел на открытие скульптуры, не остался равнодушным.
"Мне самому понравилось то, что мы сделали, и люди, которые приехали, тоже не остались равнодушными. Конструкция стоит на базальтовом основании, она хаотичная и напоминает разрушенную школу, а посередине пробивается мраморный родник, из него течет вода, но до него нельзя добраться", — рассказал Тогоев.
Проехав тысячи километров на велосипедах, парни решили наладить культурный мост с турецкими осетинами, многие из которых более полутора сотен лет не были на своей исторической родине, но при этом не забыли свой язык.
"Это удивительно. И люди грезят мечтами о том, чтобы попасть в Осетию, но в связи с жизненными обстоятельствами у них это не получается. Велопробег показал, что это не так далеко. Кроме того, это помогло объединиться большому количеству людей, которые стали нам помогать, переживать за нас. Можно сказать, что жизнь закрутилась вокруг этого проекта", — сказал Альберт.
Всего в велопробеге приняло участие десять человек — восемь из них выехали из Северной Осетии, еще двое молодых людей — турецких осетин — присоединились к ним уже на территории Турции.
Альберт рассказывает, что первое время было очень сложно, поскольку ребята никогда не ездили на велосипедах, которые и так были "не первой свежести". Он говорит, что чем сложнее было в пути, тем крепче становился дух путешественников.
Трудно было и с деньгами, поэтому зарабатывать на еду им приходилось самыми разными способами — игрой на гитаре, уличными концертами, а на вырученные деньги они покупали еду. Ночевать же приходилось в палатках.
"Бывало, что утром мы ели замоченный с вечера в воде рис. Дорога заняла месяц. Люди, которые встречались нам по пути, интересовались нашим проектом, помогали нам, указывали дорогу, приглашали перекусить или просто по-дружески с нами общались. Они искренне проклинали все правительства, которые разделяют народы. Никакой злобы я не видел в этих людях", — рассказал Альберт.
Первыми путешественников на территории Турции встречали представители адыгских обществ, которые сопровождали их на всем пути следования. Языковой барьер, по словам Альберта, никак не помешал их взаимопониманию.
"Для нас даже организовывали сопровождение с мигалками, останавливали движение в тоннелях, чтобы мы могли проехать. По дороге мы оставили около 20 арт-объектов с осетинской символикой, наладили контакты с турецкими осетинами. Мы смогли окунуться в их среду, нас очень хорошо приняли, каждый вечер нам устраивали домашние застолья, почти каждый посчитал нужным, чтобы мы побывали в его доме", — отметил Альберт.
На обратной дороге участникам велопробега грозила депортация, поскольку они просрочили сроки выезда на семь дней. Ребятам нужно было оплатить штраф, но средств для этого не было. На помощь пришли 500 долларов, которые незаметно подсунул Альберту в карман один из турецких осетин. Эти деньги не позволили ребятам лишиться возможности в течение пяти лет приезжать в Турцию для новых встреч со своими соотечественниками.