Александра Алборова
В последние годы цхинвальская молодежь все чаще прибегает к обычаю кражи невесты, нежели к традиционной для осетин культуре сватовства.
Sputnik обсудил нюансы этого события с молодыми людьми, которые сами стали участниками этого брачного обряда.
Несмотря на громкое название, в действительности "кража" сейчас уже довольно условная — в подавляющем большинстве случаев речь идет не о похищении как таковом, а об условности, благодаря которой молодожены могут ускорить процесс женитьбы. Если в некоторых регионах Кавказа похищение невесты до сих пор связано с принуждением девушки выйти замуж против ее воли, осетинские "кражи" чаще всего являют собой своего рода договоренность между молодой парой. И даже если для невесты это событие оказывается неожиданностью, ее "похититель", как правило, хорошо ей знаком, и, зачастую, после примирения родителей молодых, семьи устраивают торжественную свадьбу.
"В первую очередь, это очень волнительно — ты не знаешь, что происходит, неожиданно куда-то едешь, в незнакомую деревню. Когда приезжаешь и уже осознаешь, что произошло, жутко переживаешь, как отреагируют родственники. Чувствуешь себя растерянно и никого вокруг не знаешь — что делать? Как себя вести? Остается только ждать, когда придут родственники — "лабурджыта". Волнение дикое. И, казалось бы, после их ухода уже должно было наступить облегчение, что все закончилось хорошо, но у меня его не было. Я все равно очень переживала, потому что в моей ситуации родители еще ни о чем не знали. Дальше начали приходить люди, посмотреть на новую невесту — это тоже заставило поволноваться. В общем вся эта история — то еще испытание для нервов. Конечно, можно все было сделать согласно традициям, но что случилось, то случилось — я не жалею, что так вышло", — поделилась своими впечатлениями одна из цхинвальских девушек, недавно пережившая опыт "похищения" лично.
О такой же ситуации, но уже с точки зрения жениха, рассказывает молодой человек, который в свое время решил выкрасть свою жену.
"Очень сильно переживал и нервничал, собирался с духом на это, наверно, неделю. В моем конкретном случае, я просто не хотел долго ждать и затягивать женитьбу, знал, что если решу отправить сватов, то все затянется, возможно, на несколько месяцев. Непосредственно к краже невесты готовиться особо не пришлось — привез девушку в фамильную деревню, попросил помочь друзей и родственников, вместе накрыли стол, чтобы это дело отметить. Потом уже поехали знакомить девушку к моим родителям. Событие очень волнительное, но насчет нее я был уверен, что она согласится остаться. Конечно, она сначала разнервничалась и ругала меня, но быстро успокоилась — наверно, сама понимала, что все к этому шло", — рассказал цхинвалец.
С точки зрения истории и культуры, похищение невесты являлось для Осетии нежелательной формой свадебного обряда. Традиционным много веков считался выкуп невесты. Однако и этот обычай имел свои недостатки — так, уплачивая за невесту выкуп, будущий муж мог относиться к ней в дальнейшем как к своей собственности, что ставило девушку в практически бесправное положение в семье. Именно наличие обязательного выкупа за девушку, который иногда достигал колоссальных размеров, вызвало появление традиции кражи невесты.
"В большинстве случаев похищения имеют характер дикого насилия, часто сопровождаемого кровопролитием, а нередко и убийствами с той или другой стороны. Нередки случаи, когда семью жениха и невесты остаются во вражде и стараются не встречаться", — так пишет про этот обряд в XIX-XX веках этнограф Григорий Чурсин.
Сейчас, конечно, подобные случаи крайне редко ведут к вражде между родственниками жениха и невесты, не говоря уже о кровной мести. Несмотря на возможное недовольство семьи девушки по поводу несоблюдения обычаев, родители сами осознают, что кража происходит на основе обоюдного согласия молодых. Однако не стоит забывать, что официально похищение человека — это уголовно наказуемое преступление, а потому правоохранители тщательно следят за всеми такими случаями. Узнав о том, что кто-то привез к себе новую невесту, они должны проверить, добровольно ли ее нахождение в доме жениха — от девушки обычно требуется подписать расписку, подтверждающую, что "кража" была ненасильственной и никакие действия вопреки ее воли совершены не были.