Sputnik, Лев Рыжков
Эпоха красавчиков
В позднем СССР Францию очень любили. Особенно, конечно, французское кино. Которое исправно показывало нам и очаровательно козлобородых красавчиков со шпагами, и коварного Фантомаса, и недруга каскадеров Жана-Поля Бельмондо, и одетого по последней парижской моде Алена Делона. А какие женщины были во французском кино: начиная от белокурой Брижит Бардо, и завершая величавой Катрин Денев.
В те времена французское кино у нас любили, и его, казалось, было очень мало. А сейчас его — еще меньше. Раньше был — железный занавес. А ныне — стена коммерческой целесообразности. Преграда, если разобраться, еще более непреодолимая. Новинки французского киноделания доходят до наших постсоветских экранов в очень малом количестве. И то, в основном, высокотехнологичные картины Люка Бессона.
Но что-то же, наверное, происходит? Не могло ведь такое значимое явление, как французское кино, просто взять, да и раствориться в суете блокбастеров и клипов со спецэффектами? Но почти ничего об этом неизвестно.
Как, собственно, и о том, кто пришел на смену великим актерам прошлого? Вот кто, например, претендует на то, чтобы подвинуть на пьедестале Одри Тату? Неведомо. Равно как и то, кто заменит Алена Делона, например. Вроде бы, на роль общенародного французского красавчика претендует актер Сами Насери (сыгравший в тетралогии Люка Бессона "Такси"). Но каково нынешним барышням? Их мамы могли воздыхать по Алену Делону. А дочкам что остается? И фамилию объекта страсти и сказать-то вслух неудобно.
И вот перед нами — новейший французский фильм с очень завлекающим и интригующим названием "Мадам". А скрываться за этим названием может, в принципе, все, что угодно. Давайте посмотрим…
Маскарад среди бомонда
С первых кадров мы попадаем в пространство безусловной комедии. Это некий водевиль в интерьерах, от богатых до весьма роскошных. Автор этих строк видел недавно один голливудский фантастический блокбастер, вся "фишка" которого состояла именно в хай-тек-интерьерах. Но фильм "Мадам" все-таки о людях.
Итак, суть дела. Немолодая светская львица собирает званый обед для высшего общества. Но вот незадача! Число едоков оказывается несчастливым. Их получается тринадцать. Надо срочно пригласить кого-нибудь четырнадцатого. И тут надменный взгляд дамы из высшего общества падает на горничную Марию. "Будешь четырнадцатой гостьей!" — решает мадам.
Горничная противится. Она — скромная, трудолюбивая гастарбайтерша из Испании. Трудится по дому вместе с двумя филиппинками. Эта Золушка поневоле весьма немолода годами.
Красавицей ее может назвать — ну, может быть, только человек со своим видением красоты. Мария не то, чтобы не хочет обманывать людей — она не может этого делать, в силу строгого католического воспитания. "А тебе ничего и не надо будет говорить, — инструктирует горничную мадам. — Сиди за столом и загадочно молчи".
Но этот план терпит крушение. На званом ужине Мария немного перебирает изысканного вина урожая 1982 года с непроизносимым, но благородным названием — и становится звездой вечера.
Великовозрастная Золушка знакомится и с прекрасным принцем. Это аристократ-англичанин. Он тоже немолод, 50+. Ему нашептали, что Мария — особа чуть ли не королевской крови. И у аристократа от любовного волнения закипает в жилах благородная кровь. "Я знаю, кто вы такая, но все равно вас люблю!" — заявляет этот лорд на первом же свидании. А горничная-Золушка совершенно перестает стесняться и бояться оплошать.
И, что интересно, прислуга "королевских кровей" ни одного раза так и не солгала. Даже когда ее, что называется, приперли к стенке, Мария произносит чистую правду: "Да я этим людям на стол накрываю и белье стираю!" Но ей никто не верит. Такой вот парадокс.
Ах, водевиль!
По жанру это — комедия. Но, как мы знаем, у комического — очень много разновидностей. "Мадам" начинается как водевиль с переодеваниями. Уютный такой, камерный водевильчик. Примерно, как "Оскар" с Луи де Фюнесом. Или как старый советский фильм "Здравствуйте, я ваша тетя" с Александром Калягиным и Арменом Джигарханяном.
Но в какой-то момент горизонты расширяются. И практически уже на старте зрителю предстает сатирическое полотно о современной европейской жизни. Некоторые из типажей, представленных на званой трапезе, очень дорогого стоят. Например, молодой политик, мэр Лондона со своим супругом в розовом пиджачке.
И вот прямо чувствовалось, знаете ли, как сатира набирает сил, как еще вот-вот — и покажут нам что-то, не хуже гоголевского "Ревизора" со срыванием "всех и всяческих масок". "Неужели, — думалось, — незаметно прокрался к нам в прокат этакий шедевр?"
Но, к сожалению, сатира долго не длилась. Чувствуется, что в эпоху победившей политкорректности европейцы стали осторожны в высказываниях и юморе. Развернувшаяся было сатирическая скатерть-самобранка съеживается, как шагреневая кожа. И перед нами — снова водевиль с переодеваниями.
Хотя водевиль, признаем это, — высокого качества. Диалоги построены на грани великолепия, блещут разного рода остроумными замечаниями, или, как говорят французы, bon mots. Как вам, например, такое: "Как узнать англичанина? По голубым глазам и кривым зубам". В фильме такого, в общем-то, много.
Демонстрация мастерства
И об актерах. Роль горничной-гастарбайтерши исполняет по-настоящему потрясающая актриса Росси де Пальма. Это — звезда характерных ролей в фильмах великого испанского режиссера Педро Альмодовара. Из известных нам персоналий актрисой такого масштаба и комедийного потенциала была, наверное, Фаина Раневская. Де Пальма — грандиозная актриса с великолепной мимикой, когда играет каждая черточка на лице, каждая морщинка.
Светскую львицу играет австралийка Тони Коллетт. Актриса так же великолепная. Дорогого стоит демонстрация ею нескольких разновидностей смеха. Сразу становится понятно — перед нами профессионал с большим творческим арсеналом.
Мужа светской львицы играет Харви Кейтель. Это, на секундочку, культовый маэстро, игравший еще в первом фильме Квентина Тарантино "Бешеные псы". И уже тогда он был очень немолод. В "Мадам" он — живая иллюстрация поговорки "седина в бороду, бес в ребро", престарелый ловелас с ветром в голове и валокордином в кармане фрака. Харви Кейтель, кстати, стал очень похож на нашего Сергея Шакурова.
Резюмируя, можно сказать, что если вы ищете хороших комедий с тонким юмором — вам, пожалуй, сюда.