Короткометражный фильм с длинным названием "Зачем Новому Федеративному Альянсу нужен старый военный робот", снятый супружеской парой Артуром Омаровым и Лизой Чухаровой из Владикавказа, можно увидеть пока только в Америке. Когда состоится премьера в Осетии и как пришла идея снимать кино на залежах отходов металлургического производства, читайте в материале Анны Кабисовой.
Имена Артура Омарова и Лизы Чухаровой прозвучали в Европе и Америке еще в 2013 году, когда фильм "Гребаные Вольвоксы" получил премию жюри на престижном международном фестивале сверхкороткого метра "Filminute".
"Фильм "Гребаные Вольвоксы" получился совершенно случайно. Мы снимали фильм по сценарию писателя Азамата Габуева, съемки шли очень тяжело и из-за финансов и из-за технических проблем. В какой-то момент, в паузе для себя, мы сняли эту шутку и потом, когда отсматривали видео на компьютере, то поняли, что получилась неплохая зарисовка — очень короткая и очень емкая. Мы перезаписали звук и отправили короткометражку ради интереса на "Filminute". Отборочной комиссии конкурса очень понравилась эта работа, за нее зацепились и даже ждали нас уже после всех сроков 4 дня, чтобы мы сделали титры. Какая же была радость, что мы не только вошли в шорт-лист фестиваля, но и получили специальную премию жюри от самого Ричарда Линклейтера (автор легендарной трилогии "Перед рассветом", "Перед закатом", "Перед полуночью" — ред)", — рассказывает Артур Омаров.
Успех самой короткометражки по сценарию Габуева был не столь оглушительным — на европейские фестивали его не взяли, но фильм понравился отборочной комиссии фестиваля "Короче", проходящего в Калининграде.
"После ряда отказов, мы уже хотели записать фильм на диск и выйти во двор, чтобы торжественно похоронить его, но вдруг нас взяли во внеконкурсную программу фестиваля "Короче" и мы поняли, что не все так плохо", — рассказывает Лиза Чухарова.
Но авторы ленты понимали, что это — учебная работа, курсовая, на которой режиссеры оттачивают свои навыки и поэтому не расстроились, что она не имела успех.
"В любом случае, благодаря участию в фестивале "Короче", мы обзавелись полезными знакомствами с профессионалами по постпродакшену и теперь наши фильмы выглядят все более и более технически совершенными", — добавляет Артур.
Влюбленные в кино и друг друга
Встреча Артура и Лизы была поворотной в судьбе каждого. Артур, с появлением Лизы, начал доводить до конца все свои многочисленные идеи, а Лиза, благодаря Артуру, стала на практике применять все знания, полученные во время обучения в Колледже культуры на театральном отделении у ученицы Григория Товстоногова — Розы Бекоевой.
"Появление Лизы стало катализатором в моем творчестве, я много вещей довел до конца благодаря ей, потому что Лиза дает мне уверенность в том, что я двигаюсь в правильном направлении", — признается Артур.
"Меня всегда привлекал театр, и я даже поступила заочно в ГИТИС, но не смогла приехать на первую же сессию, а потом, когда через два года пыталась поступить еще раз, то уже не поступила. Но мысли о театре меня не оставляют и поэтому я с радостью взялась реализовывать на практике все свои идеи, снимая фильмы вместе с Артуром и думаю, что этот опыт мне пригодится, если я когда-нибудь вернусь к театру", — рассказывает Лиза.
Будущие супруги познакомились, по их словам, очень банально — в социальной сети "ВКонтакте" и первая встреча состоялась под предлогом того, что Артуру понадобился цифровой фотоаппарат.
"На тот момент я уже "положила глаз" на Артура и поэтому с радостью воспользовалась предлогом встречи и принесла с собой фотоаппарат. На второй встрече лил дождь, а мы стояли три часа под зонтиком и разговаривали. По ощущениям это очень напоминало фильм "Перед рассветом" Линклейтера — мы говорили обо всем на свете и уже тогда поняли, что друг без друга не сможем", — вспоминает Лиза.
Через год, влюбленные в кино и друг друга, Лиза и Артур поженились и сыграли свою свадьбу… в трамвае. Так молодые люди выразили свой протест против традиционных торжеств в свадебных залах ресторанов. Друзья оценили оригинальность идеи, и по просьбе Артура даже оделись в черные костюмы с черными галстуками и очками в стиле фильма Тарантино "Бешеные псы".
Апокалипсис сегодня
В этом году пара отмечает шестилетний юбилей и на вопрос, как им удается совмещать съемки кино с работой, отвечают, что "катастрофически тяжело".
"Я работаю монтажером на ГТРК-Алания, а Лиза журналистом. Кино мы снимаем по выходным, но понимаем, что по-быстрому и между делом снимать кино невозможно, даже если это история про двух людей в комнате", — говорит Артур.
"Мы благодарны нашим операторам Александру Алексееву и Артуру Гаглоеву, которые с большим энтузиазмом относятся к нашим идеям, и также выкраивают свободное от работы время для съемок — они оба профессиональные телеоператоры. А самое главное — в них мы нашли то, что так долго не могли найти у тех, кто пытался с нами снимать кино в роли операторов — у них есть киновзгляд. Они снимают не телевизионную картинку, а кадры для кино — другим мы не могли объяснить эту разницу. Именно с ними мы снимали "Зачем Новому Федеративному Альянсу нужен старый военный робот" и на наш взгляд, ребята прекрасно справились с поставленными задачами", — добавляет Лиза.
Идея снимать в жанре постапокалиптической фантастики пришла в голову Артуру, когда он увидел пост журналиста Лены Цагараевой, которая опубликовала съемку экологов из движения "Стоп "Электроцинк" — бесконечный пейзаж металлургических отходов, накопившихся за долгое время работы завода.
"На залежи "Электроцинка" было попасть сложно только в том смысле, что туда тяжело добраться и забраться, а так, это никем не охраняемая территория. Мы честно пытались получить разрешение, но найти собственника отходов не удалось — ведь эти залежи не находятся на территории завода", — поясняет Лиза.
"Это тот случай, когда идея сценария появилась после того, как я увидел локацию. Я всегда хотел поработать в жанре научной фантастики, но до настоящего момента это было сложно — нужен большой бюджет на декорации и реквизит, если не снимать, конечно, "свирепый до слез артхаус". А когда я увидел живые декорации, то сюжет мгновенно сложился в голове и мы приступили к съемкам", — говорит Артур.
Картина рассказывает об одном из возможных вариантов будущего после третьей мировой, когда ядерными атаками уничтожено все живое и планета превращена в выжженную пустыню, а разрозненные остатки человечества пытаются выживать в поисках обломков старых технологий.
"Два героя идут через пустыню в поисках старого военного робота, который жизненно необходим для выживания. Актеры Олег Беляев и Георгий Какулиди — так же, как и операторы, наша гордость — они не имеют никакого отношения к кино, один работает в типографии, второй в полиции. Но их энтузиазм и желание делать что-то еще помимо основной деятельности, значат очень много и поэтому у нас все получается", — рассказывает Артур.
"Мы сняли за несколько дней, но самая большая сложность — это постпродакшн. Звук и цветокоррекцию нам делали специалисты из других городов, и это составляет самую внушительную часть бюджета, который мы формируем из собственных средств", — добавляет Лиза.
Фильмы Артура и Лизы уже были показаны на 15 заграничных фестивалях, однако на родине у режиссеров сложностей все равно хватает и в первую очередь, финансовых.
"Нам нужна помощь со стороны, у нас недостаточно средств, чтобы держаться на плаву за счет своих сил. Мы готовы снимать кино и дальше, если это кому-нибудь нужно в нашей республике, но для продолжения нашей работы нам нужна финансовая помощь. Пока мы не уверены, сможем ли мы ее здесь когда-нибудь найти", — говорят Артур и Лиза.
И если вдруг найдутся те, кого заинтересовало творчество молодых режиссеров и желание им помочь, то в ближайшее время есть возможность попасть на закрытый показ картины "Зачем Новому Федеративному Альянсу нужен старый военный робот" во Владикавказе.