Игорь Козаев был назначен главой администрации президента Южной Осетии в начале мая. Один из ключевых чиновников республики рассказал в интервью Sputnik, чем руководствуется президент при кадровых назначениях, приоритетах администрации во внешней и внутренней политике и ответил на вопрос, как он попал в команду нынешнего главы государства.
— Каких специалистов не хватает в системе государственного управления Южной Осетии? Как администрация собирается решать эту проблему?
— О сложившейся ситуации в государственном управлении и о дефиците квалифицированного персонала сегодня говорят все. В СМИ, в кабинетах чиновников, на улице — все отмечают необходимость искать эффективные инструменты разрешения проблемы. Президентом поставлена задача модернизации республики во всех сферах, и это еще более актуализировало процесс поиска специалистов в системе государственного управления, способных привносить новые идеи. Я думаю, все понимают, что республика застряла в развитии, нам нужно ускоренными темпами двигаться вперед. Так что, процесс "революции" кадров необратим, но здесь есть множество нюансов — нужно учитывать региональную специфику, поэтому не нужно ждать мгновенных результатов. Эти проблемы накапливались десятилетиями. Однако есть другие вопросы, не менее важные для нас, имеющие отношение к реальной жизни, они решаются в ежедневном режиме.
— Как взаимодействуют администрации России и Южной Осетии?
— Мы взаимодействуем в рабочем и довольно интенсивном режиме, для решения задач, поставленных президентами РЮО и РФ и реализации достигнутых ими договоренностей.
— Расскажите, как вы попали в команду Анатолия Бибилова?
— В общем-то, обычное дело — мы были еще детьми, когда стали дружить, это было в школе. Дружим полжизни, с 1985 года, дружат наши семьи, дети. Поэтому нельзя сказать, что я "попал в команду Бибилова", я — соратник и друг, и этим все сказано. И в возглавляемой им ранее партии "Единая Осетия" занимался практически теми же задачами, что и на должности главы администрации президента. То есть, обеспечивал эффективную работу актива партии.
— Есть ли некие критерии, по которым формировалась и формируется команда президента? Хватает ли вам кадров на ответственные места?
— Все ожидали, что основной рекрутинг пойдет из партии "Единая Осетия", а оказалось, это не так. Тот факт, что Анатолий Ильич не расставляет на должности "своих да наших", а подбирает людей, не разделяя их, аргумент исключительно в его пользу. Значит, профессионализм сотрудников он ставит выше личной преданности.
Про необходимость обновления кадров я уже говорил. Сегодня мы выявляем сотрудников, которые работают по совместительству на двух или трех должностях, соответственно, на эти места придут молодые специалисты, закончившие по тем же лимитам российские вузы, местные выпускники, которые уже много лет находятся "за бортом".
— Правительство Южной Осетии до сих пор до конца не сформировано — не назначены главы Минобороны и Минстроя. Не могли бы вы сказать, в чем причина и когда будет решен этот вопрос?
— Я понимаю, что народ волнуется. Кадровые назначения в министерстве обороны и министерстве строительства в стадии скорого решения. Но, одно дело — назначения, а другое — увольнения. Они продолжатся, это не блажь, а суровая необходимость.
Основная задача правительства — не быть генератором популярности, а обеспечивать функционирование исполнительной власти. И если, с точки зрения президента, чиновники с этой задачей справляются, то тот факт, что какому-то количеству людей не совсем понятны рабочие механизмы, вторичен. Самое главное, чтобы жизнь граждан улучшалась. Очевидно, что определенное напряжение в некоторых сегментах общества вызывают совсем другие фигуры, от них намеренно уводится разговор в сторону. И речь тут не только о "глубоких двоечниках", которые пытаются списать свой провал в работе на все, что угодно, но и о тех, кто виновен в совершении ряда преступлений. Южная Осетия — крохотная республика, коррупция в эшелонах власти была крупной. С этим надо разбираться.
— Каков приоритет администрации на нынешнем этапе — внутренняя или внешняя политика.
— В государстве должно быть единство в реализации внешней и внутренней политики, мы не можем позволить себе закрыться от всех, нам нужно развивать коммуникации, не только политические и экономические, но и гуманитарные. В то же время от того, как будет строиться внутренняя политика, зависит эффективное функционирование политической системы Южной Осетии в непростых экономических условиях. Национальные интересы — вот что должно быть движущей силой, на их основе мы и будем строить и внутреннюю и внешнюю политику. Они служат сохранению нации как единого целого.
— Справедливо ли мнение, что пока внешней политике уделяется больше внимания и именно с этим связаны частые зарубежные поездки президента?
— От развития внешних связей зависит уровень благосостояния наших граждан. Под лежачий камень вода не течет. Анатолий Ильич в этом отношении очень активен. Мне кажется, что изменения во внешней политике будут самым простым ресурсом, который сможет использовать наш президент для модернизации страны, внутренние источники для пополнения бюджета ограничены, необходимо привлекать инвестиции извне. В прежние годы была демонстрация некоей изоляции республики, мы упустили много возможностей, сейчас мы демонстрируем, что ценим наших друзей и готовы выстраивать отношения с потенциальными партнерами. Может быть, это пока не глобально, но уже заметно, как тенденция.