Чем ближе сентябрьские выборы в парламент Северной Осетии, тем чаще в адрес самых разных людей адресуется вопрос: "почему ты не идешь в депутаты?"
Такое ощущение, что и кандидаты в депутаты, и сами избиратели уже забыли, что, вообще-то, депутат — это народный избранник. То есть тот, кого выбрал народ. И в идеале, тот, кто выбран не методом исключения из предложенных кандидатур, будь то список партии или список самовыдвиженцев-одномандатников, которых, к слову сказать, у нас уже тоже ликвидировали.
Собственно, закон о выборах, как и любой закон в своей основе, логичен, демократичен и даже безупречен. Потому основной путь в народные избранники ведет через выдвижение кандидатуры и сбор подписей. Когда люди — тот самый пресловутый народ — решают, что именно этот человек, в силу своих личных качеств, благодаря своей репутации или бэкграунду заслуживает стать их представителем. Когда люди хотят, чтобы именно конкретный человек защищал их интересы, потому что верят именно ему. И вот когда общество выбирает человека, тогда, наверное, даже не важно, собирался он или нет в депутаты. Вот только тогда наступает момент, когда он имеет моральное право решать, быть или не быть ему кандидатом.
Все же остальное — это не про представительство от народа, это про политический торг и политические расстановки.
Если говорить образно, то идти на любую выборную должность самовыдвиженцем — это как если девушка попросила, чтобы на ней женились, не дожидаясь предложения руки и сердца. А если включили в партийный список — это как папа этой девушке правильного мужа нашел. И никакой любви, то есть демократии, сплошной брак по расчету, вернее, мандат по договоренности.
А как же все-таки Любовь?
Гипотетически она все же существует, потому что когда-нибудь и в Северной Осетии придется возвращать прямые выборы главы.
И вот тогда самые разные люди добровольно — не ради заработка или по просьбе родственников, а за идею — возьмут подписные листы и пойдут собирать подписи за своего кандидата.
За человека, у которого хватит ума, совести и силы закрыть "Электроцинк", отстоять учебник "Истории Осетии" и сделать траурные дни Зарской трагедии, Бесланского теракта и пятидневной войны днями общего траура для Юга и Севера. Вернуть в села жителей, обеспечив всех желающих, а не только пять фамилий, возможностью работать на земле. Сократить парламент до 30 работающих на постоянной основе профессиональных депутатов, понимая, что законодательный орган должен перестать быть лобби-клубом для бизнесменов. Помочь "Матерям Беслана" создать антитеррористическую ассоциацию, а матушке Нонне финансировать детский реабилитационный центр. Который будет понимать, что для того, чтобы оставаться народом, надо не потерять своих писателей, художников и композиторов. И который станет считаться с врачами и учителями, потому что они — самые важные люди в любом социуме.
И если такой человек у нас появится, тогда надо будет идти к нему с подписями и словами: "Вы нужны Осетии". И тогда уже будет его право решать, согласен он стать народным избранником или нет.
Пока же все, что происходит в публичной осетинской политике и в выборной реальности, напоминает провинциальные конкурсы красоты, на которых все самые красивые девушки обычно сидят в зале.