Федор Телков — один из самых ярких представителей современной российской фотографии. Его интересы сосредоточены на изучении народов, мифов, традиций постиндустриальной эпохи на границе Европы и Азии. Проект, прославивший Федора, посвящен исследованию современности и традиций уральских марийцев. "Урал Мари" — это уникальное визуальное исследование народа, которое на языке искусства, рассказывает зрителям увлекательные и важные истории.
Осенью 2017 года во Владикавказе Телков представит проект, посвященный Северной Осетии.
Федор Телков впервые попал в Северную Осетию весной 2016 года, когда приехал в Урсдон на молодежный форум "Ног фалтар" прочитать лекции по фотографии по приглашению куратора направления "Творчество и искусство" Тамары Тебиевой.
Федор прочитал лекции, провел ворк-шоп по фотографии, и за несколько дней его участникам удалось создать яркие фото-инсталляции. Проектами и работой Федора на форуме заинтересовался Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства в составе "РОСИЗО" и уже летом 2016 года Телков при поддержке ГЦСИ начал работу над проектом, который посвящен исследованию интеграции традиционной культуры в современную повседневную жизнь Северной Осетии.
Как продвигается работа над проектом, Федор Телков рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.
— С самого начала, еще на форуме "Ног фалтар", я заинтересовался темой взаимопроникновения христианства и традиционных верований в религиозной самоидентификации осетин.
Плюс первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Осетию — это прекрасная физическая форма местных мужчин. Каждый мальчик, юноша занимается каким-то единоборством. Самый популярный вид спорта — конечно, вольная борьба. Быть сильным, выглядеть мужественно, вести себя правильно, ездить на мощном автомобиле — все это здесь считается очень важным. В Осетии сложилась своеобразная форма мачизма, опирающаяся на культурное и этническое наследие.
Откуда корни, я понял, когда прочитал Нартские сказания. Я осилил 600 страниц эпоса и собираюсь перечитать его еще раз, потому что хочу углубиться в некоторые важные моменты. После того, как я прочитал эпос и в третий раз приехал в Осетию, то понял, о чем будет сделан проект, и в какой форме.
Изначально, я делал проект в документальном стиле, но потом увидел, что "чистая" фотография не позволяет мне высказать все, что я хочу, мне понадобились дополнительные средства и тогда я стал экспериментировать с жанрами коллажа, привнесением в фотографию иллюстраций. Это случилось еще и потому, что иллюстрации из эпоса можно увидеть всюду, и они уже также стали некой частью культуры. Кроме того, мне в какой-то момент захотелось понизить градус серьезности, потому что история начала получаться слишком напряженной и тогда я начал уводить ее в некую метафору, сказку.
В эпосе меня шокировали некоторые вещи, он не похож на современные, например русские сказки, где добро всегда безусловно (опять же с точки зрения русского человека, ведь я рос в определенном контексте). Читая, я почему-то, вспоминал старинные сказки северных народов, которые поражают своей неожиданной и беспощадной реальностью, в которой может произойти все, что угодно и главный герой не обязательно победит — те сказки были плодом языческого мировоззрения, где не существует отдельно добра и отдельно зла, это были стороны одной сущности.
В Нартском эпосе меня поразила "чрезмерность" — если любовь, то до небес, если ненависть, то кровавая расправа. Нет полутонов, все "изо всех сил", отчасти про это и будет моя история — я думаю, что вот это "чересчур" донеслось до современных людей в солидной мере. Ну, а вообще, теперь, я намеренно ищу отзвуки нартских героев, их мировоззрения, образа жизни и событий эпоса в осетинах сегодняшнего дня.
Результаты моей работы, которую я делал в течение года, будут показаны осенью этого года в выставочном зале Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства в составе "РОСИЗО".
Мне кажется, что основная ценность проекта будет в том, что это взгляд постороннего человека на культурное наследие и современную ситуацию, в попытке связать первое и второе, проследить связь и изменения.
Федор Телков — фотограф, куратор. Член союза фотохудожников России с 2008 года. Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Живет и работает в Екатеринбурге.
Лауреат различных конкурсов и участник международных биеннале, в том числе OpenBorderFestival (Голландия), FotoFest 12 (США) и PhotoVisa (Россия). Публиковался в GEO, "Русском репортёре", Port, Forbes, LifeForceMagazine, RollingStone, Foto&Video, TheNewTimes, Calvert, Colta, BBC.
Проект Федора Телкова попал в шорт-лист конкурса "Точка на карте", который проводится в рамках XI Международного фестиваля фотографии "ФОТОПАРАД в Угличе".