Сабина Валиева родилась в Южной Осетии и после школы уехала в Москву учиться на дизайнера интерьера. Сейчас она успешно работает в российской столице, но и с родиной связей не теряет и, вообще, в будущем планирует в Цхинвал.
— Почему ты выбрала профессию дизайнера интерьера?
— Я всегда знала, что моя работа будет связана с творчеством. В седьмом классе впервые услышала о том, что есть такая профессия как дизайнер интерьера. Мне показалось это очень интересным, и с того дня я решила, что стану дизайнером. Честно говоря, я не до конца понимала, чем мне нужно будет заниматься. В последних классах очень переживала. Казалось, что это слишком сложно, у меня недостаточно фантазии, воображения. Но на самом деле все приходит с опытом. Я считаю, что это идеальная профессия для девушки. Она развивает и обогащает, я совмещаю любимое дело с работой и получаю от этого огромное удовольствие.
— С какими сложностями приходилось сталкиваться в начале пути?
— При поступлении в Москве автоматически развивается чувство конкуренции. Мне постоянно хотелось быть первой. Я вкалывала с утра до ночи, все свои силы и деньги вкладывала в учебу, в творчество, готовила задания в двойном объеме. Преподаватели это замечали и мои работы ставились в пример старшим курсам. С третьего курса начала подрабатывать декоратором в ресторанах. Брала какие-то проекты, училась общаться с заказчиками, со строителями.
После учебы я решила остаться работать в Москве. Сейчас я обычно веду несколько проектов одновременно. Изучаю работы иностранных дизайнеров, читаю много литературы. Сначала, конечно, все казалось сложным и непонятным. Это дело практики, университет не может вложить в тебя такие знания. Дизайн — это профессия, в которой невозможно достигнуть апогея, ты постоянно должен развиваться, использовать новые подходы и технологии.
— В чем вообще заключается работа дизайнера интерьера?
— Если говорить о конечном результате, то мне необходимо предоставить заказчику дом его мечты. Но дизайн — это не просто сделать красивую картинку и отправить на производство. Необходимо проводить много рутинной работы, обдумывать все нюансы до последнего винтика. Находить общий язык с разными людьми, постоянно убеждать в правильности своего выбора. Дизайн — это одновременно и творчество, и математика, и психология.
— Сложно находить общий язык с заказчиками?
— К каждому заказчику нужен индивидуальный подход. Очень важно чтобы заказчик доверял тебе. Мне интересно составлять психологический портрет, узнавать его предпочтения, привычки, домашние традиции. Необходимо чувствовать и слышать человека, чтобы понять, какая среда для него будет более комфортной. Я стараюсь мыслить как заказчик, только с большим пониманием того, что для него будет лучше и предпочтительнее. На время объекта, я становлюсь его лучшим другом. От отношения зависит многое. Каким бы профессионалом ты не был, если заказчику с тобой не комфортно, он просто выберет того, с кем получит удовольствие от совместной работы.
— Какая стилистика в интерьере близка именно тебе?
— Когда я только начинала заниматься дизайном, мне хотелось вложить в проекты весь свой творческий потенциал, все свое умение. Получалось слишком ярко и картинно, не совсем приспособлено для комфорта человека. Меня тогда многое интересовало, я общалась с разными людьми, все время хотелось узнавать что-то новое, в голове постоянно пульсировало. Я была очень яркой внутри и хотелось, чтобы эти цвета окружали меня везде. Сейчас я понимаю, насколько это было по-детски.
Как бы это банально не прозвучало, красота все-таки в простоте. Мне нравится, когда все просто, но в то же время изысканно и необычно. Я прихожу на объект, и из пустых бетонных стен в моей голове вырастает готовая комната, я могу ее вертеть, обдумывать детали, переставлять мебель и так далее. Необходимо, чтобы все в интерьере интересно и гармонично сочеталось, для человека важно, чтобы дом выглядел "отдыхательным".
— Одно время ты серьезно занималась живописью, твои картины не раз выставлялись в Москве. Насколько это актуально для тебя сейчас?
— Конечно, я не собираюсь бросать живопись. Планирую написать ряд работ на скифскую тематику. Хочу показать свое виденье национальной идеи, вдохнуть что-то новое, использовать свои индивидуальные приемы и подход. Если все получится, хотелось бы организовать выставку в Осетии.
— Можно сказать, что живопись для тебя сейчас ушла на второй план и воспринимается скорее как хобби?
— Нет, ни в коем случае. Моя основная профессия — это дизайнер интерьера. И мои работы по живописи также связаны с этим. Мне хочется, чтобы картины красиво смотрелись, чтобы их можно было гармонично внедрить в интерьер. Для меня очень важно писать то, что понравится почти всем. Можно написать эпичную сцену, которая поразит всех своей грандиозностью.
Меня похвалят и пройдут мимо, а она так и будет пылиться, периодически ловя восхищенные взгляды. А можно написать маленький цветок, поместить в интересную рамку и в интерьере это будет смотреться легко и ненавязчиво.
— Есть ли у тебя проекты, которые были реализованы в Осетии?
— Реализованных проектов пока нет, но в качестве дипломной работы у меня было задание спроектировать что-то для своей республики. Мне сказали, что нам нужен проект детского лагеря в национальном стиле. Я очень серьезно подошла к работе, хотелось завязать лагерь с природой. Много читала про кобанские орнаменты, звериный стиль, изучила все до мелочей. Проект получился обширным и действительно достойным. Я хотела представить его комиссии в университет на все сто, но предупредила, что затем уже смогу его упростить и сделать более бюджетным. Он всем очень понравился, сказали, что обязательно воплотят в реальность, но на этом все и заморозилось.
Наверное, в Цхинвале подобными объектами должны заниматься частные лица, так как они не являются самоокупаемыми. Государству это невыгодно и подобные идеи отходят на второй план, а то и вовсе забываются.
— Сейчас ты открыта для заказов в Осетии?
— Конечно. Я легко могу работать удаленно, приезжать периодически на объект, чтобы делать замеры и следить за процессом работы. К тому же необходимые материалы и предметы интерьера легче закупать в Москве и потом привозить сюда. Со временем мы с мужем планируем сюда вернуться. Хочется, чтобы дети воспитывались в осетинском социуме. В идеале хотелось бы открыть тут архитектурное бюро. А для молодежи вести курсы по дизайну.