Диана Валиева
Девять лет назад в семье тринадцатилетней Аманды Козаевой отмечали праздник — годовщину свадьбы родителей. На столе красовался праздничный торт, в доме царила радостная атмосфера. Девочка с младшим братом Асланом уже собирались спать, как раздались первые взрывы.
В ночь на 8 августа 2008 года в историю Осетии добавилась еще одна кровавая страница. На спящий город и его жителей обрушились сотни бомб и снарядов. Единственным местом, где можно было спрятаться от непрекращающегося обстрела, были подвалы домов, куда стекался весь подъезд. Невинным, беззащитным детям, старикам и женщинам пришлось три дня провести в смертельной опасности, в атмосфере страха и ужаса.
"Обычно все начиналось с автоматных обстрелов и только потом вступало тяжелое оружие. Но на этот раз все началось с очень громкого взрыва. Я сразу вскочила и успела обуться. На третьем взрыве задрожали окна, и тут уже мама сказала, чтобы мы бежали. Аслан не успел обуться и выбежал босиком", — вспоминает Аманда.
К тому времени, в подъезде собрались соседи по лестничной площадке. Но переждать "перестрелку" не удалось, от взрыва вылетели оконные стекла, и людям пришлось спуститься в подвал. Через пять минут подвал был переполнен. Там были маленькие дети, самой младшей — три года. Они провели в подвале всю ночь, а утром узнали, что грузинская армия вошла в Цхинвал.
Люди начинали паниковать. В первую очередь, решили спрятать молодых парней и девушек.
"Я не сразу поняла, почему начали с них. Но потом до меня дошло: ребят бы убили с жестокими мучениями, а девушек изнасиловали. Их спрятали под каким-то хламом", — говорит Аманда.
Мужчины, в том числе старики, вышли в подъезд, чтобы не впустить врага в подвал. Женщины обдумывали дальнейший план действий. В подвале было много дров, если бы грузинские солдаты прорвались внутрь, можно было забаррикадировать бревнами дверь в ту часть, где спрятались дети.
Грузинские солдаты были уже на улице Героев, зашли в кафе над подвалом, где прятались люди. Было слышно, как они говорят. Пару часов в подвале царила тишина, все замерли. "Гости" зашли в дом напротив корпуса Аманды, а потом стали стрелять по их дому.
"Мы думали, что они сейчас зайдут к нам в подъезд. Слышны были их шаги, они все приближались и приближались. Мой брат, который тогда был намного ниже меня ростом, встал передо мной, чтобы защитить. Это были самые страшные секунды в моей жизни. Перед глазами пронеслось все прошлое. Наверное, это глупо, но я подумала о том, что еще столько всего не успела сделать. И в то же время поступок брата придал мне силы. Самый страшный страх был за него", — вспоминает Аманда.
В тот раз до подвала они так и не дошли. Чуть позже пришли осетинские ополченцы и сообщили о том, что грузинская армия начала отступать.
"В подвал я зашла подростком, а вышла оттуда стариком. Я постарела за эти дни, именно постарела. После увиденного уже не будешь думать о подростковых вещах. Этот страх остался во мне. Но сейчас я стараюсь жить так, чтобы та девочка в подвале мной гордилась", — с горькой улыбкой добавляет Аманда.
До сих пор эти дни всплывают в ее памяти, но, как признается Аманда, иногда это придает сил. Потому что невозможно представить ничего страшнее войны. Со всеми остальными сложностями в жизни можно справиться.