Депутат "Справедливой России" от регионов Северного Кавказа в главном законодательном органе страны Валерий Газзаев резко изменил свою жизнь в 62 года, решив начать политическую карьеру и за год превратился из легендарного футбольного тренера в популярного российского политика. Он уверено заявил о себе на политическом поле страны, успев за это время отличиться яркими выступлениями с трибуны Госдумы, важными законопроектами и даже стать одним из самых эффективных депутатов Госдумы 7-го созыва. О своей политической карьере, работе в регионе, спортивной деятельности и планах на будущее Валерий Георгиевич накануне своего дня рождения рассказал корреспонденту Sputnik.
— Валерий Георгиевич, впервые в жизни заняв место народного избранника, вы оказались в топе самых эффективных депутатов нового созыва и стали одним из самых медиавостребованных госдумовцев. Раньше наши региональные депутаты такой активностью не отличались. В чем секрет успеха?
— Секрет прост. Я стал депутатом предельно ясно отдавая себе отчет, для чего я иду в Госдуму: реформировать российский спорт, усовершенствовать спортивное законодательство, представлять интересы жителей шести регионов Северного Кавказа — Дагестана, Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, КЧР и КБР в парламенте и способствовать тому, чтобы наш регион не оставался на периферии экономических и социальных федеральных инициатив. А когда задача поставлена, мотивация определена и есть уверенность в своих силах — цель обязательно будет достигнута. Что касается различных рейтингов, то обычно они складываются из участия парламентария в составлении законопроектов, выступлении на заседаниях — а это и есть повседневная добросовестная работа каждого депутата.
— Одной из ваших первых депутатских инициатив стало предложение "О внесении изменения в статью 329 Уголовного кодекса Российской Федерации в части установления ответственности за надругательство над гербом или флагом субъекта Российской Федерации". Почему именно такая инициатива? От вас ждали, в первую очередь, законопроектов в спортивной сфере.
— Во-первых, связь со спортом есть. На стадионах флаг — один из самых важных атрибутов болельщиков. И именно оскорбление флага зачастую влечет самые жестокие потасовки между фанатами. Сама жизнь доказывает своевременность моей инициативы, которая, я уверен, рано или поздно будет востребована. Был инцидент с владикавказскими болельщиками, который произошел в Ставрополе, он начался с того, что у ребят украли флаг. В Москве была задержана группа молодых людей в возрасте от 14 до 23 лет, которых обвиняют в организации акции по сожжению российского флага. Эти примеры демонстрируют, насколько важно сегодня создать эффективные механизмы защиты наших национальных символов от современных вандалов. Уверен, что эту проблему необходимо решать в двух направлениях. Первое — разработать комплекс мер по актуализации патриотического воспитания молодого поколения, второе — национальная символика нуждается в эффективной защите государства.
— Какое наказание на сегодняшний день грозит за надругательство над флагом региона?
— В лучшем случае административное задержание за мелкое хулиганство и очень небольшой денежный штраф. Это явно не соответствует серьезности проступка и той угрозе, которую подобные действия несут для безопасности государства. Кто-то очень хочет представить эти преступные действия безобидными детскими шалостями. На самом деле, в такой многонациональной стране, как Россия, издевательство над историческими символами может привести к непредсказуемым последствиям. Уголовное наказание в данном случае вполне справедливая и адекватная мера защиты. Как это есть во всех цивилизованных странах — Германии, Швейцарии, Франции. Если сегодня мы не принимаем соответствующие законодательные меры, завтра может быть уже поздно.
— Вы оказались одним из четырех депутатов Госдумы, которые проголосовали против принятия закона о реновации жилья, заявив, что проект нуждается в доработке. Вы не ошиблись в оценке закона, ведь после первого чтения проработать закон о расселении "хрущевок" в Москве потребовал и президент Владимир Путин. Почему выступили против?
— Я поддержал коллегу по партии, председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галину Хованскую. При этом сама идея расселения "хрущевок", по моему мнению, очень важная и своевременная, я сам вырос в таком доме и знаю о чем речь, поэтому считаю, что этот закон следует сразу принимать в отношении всей страны — это общая для всех городов России проблема. И самая что ни есть актуальная для регионов.
— Возможно ли, что под закон о реновации жилья попадет и Северный Кавказ?
— Изначально законопроект был разработан для Москвы. Именно это и возмутило меня, потому что столица — это не отдельная страна, и здесь живут не самые малообеспеченные люди. Меня, как депутата от Северного Кавказа, интересует распространение законопроекта на республики, интересы которых я представляю, ведь проблема устаревших домов не менее остро, чем в Москве, стоит в городах СКФО и всей страны. И у жителей этих городов возможностей улучшить жилье меньше, чем в Москве. И без помощи государства люди из "хрущевок" не выберутся.
— Валерий Георгиевич, какая тема сегодня у вас, как депутата от Северного Кавказа, на повестке дня?
— Я бы не стал отделять в определении приоритетов Северный Кавказ от России в целом. Я считаю, что все народные избранники сегодня должны объединиться и поддержать президента России, независимо от того, какую мы представляем партию, орган власти или регион. Анализируя ситуацию в регионах Северного Кавказа, могу констатировать, что в преддверии выборов в законодательные органы власти субъектов и выборов президента 2018-года и у нас активизируются политические манипуляторы и нечистоплотные политиканы. Эти люди ловко используют сознание граждан, пытаются пошатнуть то, что с таким трудом выстраивалось. Безусловно, нельзя не учитывать и игнорировать обоснованную критику и аргументированное недовольство. Критику, в которой звучат разумные предложения, мы обязаны слышать, принимать к сведению и реагировать на нее. Но всегда надо помнить, в первую очередь, о безопасности страны и ее граждан.
— Какова ваша позиция по Южной Осетии?
— Осетия — и Юг, и Север — это моя Родина. Сегодняшняя мирная реальность в Южной Осетии стала возможна благодаря России. Россия и Южная Осетия перешли на новый уровень межгосударственных отношений, союзничества и государственного партнерства, заключив в 2015 году интеграционный договор, который предполагает согласованную внешнюю политику и взаимодействие в укреплении стабильности и безопасности Кавказского региона. Сейчас август — судьбоносный для осетин месяц, когда мы отмечаем траурные дни пятидневной войны и день признания Россией независимости республики. Каждый осетин в эти дни мечтает быть на Юге, вместе с героическими жителями Цхинвала, каждый гордится тем, что был в 2008 году с ними рядом в тяжелое послевоенное время.
— Вы были?
— В августе в первые послевоенные дни, когда маэстро Гергиев дал концерт на руинах разрушенного бомбежкой здания югоосетинского парламента, мы сыграли товарищеский матч между ФК "Алания" и сборной Южной Осетии на стадионе Цхинвала…
— И мы, все-таки, пришли в нашем разговоре к спорту. А значит, футболу. В этом году исполнилось 12 лет с тех пор, как в составе ЦСКА вы привезли Кубок УЕФА в Россию. Это выдающееся событие для всей страны. Чего больше в ваших спортивных воспоминаниях, гордости или горечи, если вспомнить о том, какая судьба постигла владикавказскую "Аланию"?
— Конечно, гордости! Впервые трофей такого масштаба был привезен в Россию, он дал мощный импульс для развития футбола в стране. Помню восторг людей, нас встречавших, болельщики сотнями приветствовали Кубок. Что же касается ФК "Алания"… ФК "Алания" — чемпион России по футболу. ФК "Алания" — клуб, подаривший болельщикам годы спортивного азарта и радость побед, вырастивший выдающихся футболистов. Именно благодаря футбольным победам "Алании" вся Россия узнала, что Алания — это Осетия. Закат нашего клуба, как многих других знаменитых российских футбольных клубов, которые снялись с соревнований, произошел из-за отсутствия финансирования из регионального бюджета. И, тем не менее "Алания" — славная команда, и я горжусь, и всегда буду гордиться тем, что создал ее, дал ей имя и сделал ее чемпионом.
— Как только с вашей стороны звучит критика в адрес отдельных спортивных функционеров, а вы выступаете на футбольные темы все чаще в преддверии Чемпионата мира-2018, сразу вместо обоснованных аргументов вспоминают последние годы "Алании", ставя это вам в упрек.
— За полтора года, когда я был президентом клуба, "Алания" вернулась в высшую лигу, приняла участие в Лиге Европы, а накануне снятия команды с чемпионата уже по позиции клуба было понятно, что у него серьезные перспективы на выход в премьер-лигу с отрывом в 9 очков за 10 туров до конца турнира. Но финансирование в этот момент прекратилось, на тот момент спортсмены семь месяцев не получали зарплату, и я вместе с ними. Ни одна команда не играет в высшей лиге без денег. Нам удалось в 2013 году вернуть команду в большой футбол. Но финансирование клуба предполагало бюджетное участие, и именно из-за невыполнения финансовых договоренностей мы потеряли команду.
— Недавно граффити, героем которого стали вы, появилось на стенах стадиона ЦСКА Арена на которых руководство футбольного клуба решило увековечить легенд армейского коллектива. Что это для вас?
— Это дань делу моей жизни, которому я отдавал себя без остатка, и которое любил от души. Если бы у меня была возможность прожить жизнь заново, я бы ничего не поменял. Я всем доволен и благодарен Богу за то, что моя жизнь сложилась именно так, как сложилась.
— Спасибо, с днем рождения и удачи в дальнейшей работе!