Анна Кабисова, Sputnik
Если не получится стать Полом Маккартни
У многих людей моего возраста увлечение музыкой начиналось с "Битлз". Конечно, музыка много мне дала: эмоциональность, творческое видение. Она сформировала фундамент того, чем я сейчас занимаюсь. Но я бы не хотел позиционировать себя в первую очередь музыкантом. Скорее это моя душа, моя мечта, но сегодня у меня в голове звучит совершенно другая "музыка".
После восьмого класса я должен был поступать в строительный техникум, но буквально за два месяца до окончания школы у нас дома появился репетитор Михаил Евгеньевич Белоцерковский, который обучал моего младшего брата игре на фортепиано. Видя, как они долдонили бетховенского "сурка", я сказал Михаилу Евгеньевичу: "Вы же видите, что ему это неинтересно". "А что ему было бы интересно?" — спросил он. Я ответил, что не знаю насчет брата, а вот мне было бы интересно, если бы он сыграл что-нибудь из "Битлз". И тогда Михаил Евгеньевич сыграл "Yesterday". И мы с братом поменялись местами — он убежал на улицу с футбольным мячом, а я сел за пианино и попросил Михаила Евгеньевича научить меня играть эту композицию. Он-то и посоветовал мне поступать в музыкальное училище. Я пошел на контрабас, потому что это было единственное отделение, куда можно было поступать без музыкальной школы. Михаил Евгеньевич меня утешал: "Ты будешь играть на "бас-гитаре".
Когда мне было семнадцать, я решил, что если к двадцати пяти годам не стану Полом Маккартни, музыку брошу. Потом я накинул еще пять лет, но и это не принесло особых результатов.
Я родился в Северной Осетии, но когда учился в пятом классе, из-за состояния здоровья мамы семья переехала в Душанбе. Мы прожили там десять лет. После Душанбинского музыкального училища я поступил в Институт искусств, но окончить его не успел, так как в Таджикистане начались беспорядки, и нам пришлось уехать. Жизнь в Душанбе я вспоминаю с теплом, потому что та атмосфера и те люди меня и сформировали.
Когда мы вернулись в Осетию, я поступил на факультет искусств СОГУ, но и его окончить не довелось, потому что в лихие девяностые нужно было думать, как заработать на жизнь.
Не хотел быть "самоделкиным"
Я уехал в Москву на семь лет, работал в кинокомпании на базе концерна "Мосфильм", а когда вернулся, Ксения Гокоева предложила мне возглавить рекламный отдел на телеканале "Классика". Именно мы затащили в Осетию MTV и запустили смс-чаты; мы выпускали качественные информационные и развлекательные программы. В итоге я дослужился до руководителя телеканала. Потом в моей жизни был этап, связанный с агентством "Интерньюс", со всей романтикой профессии журналиста — желанием создавать справедливую среду, защитить слабых, поругать сильных.
Высшее образование я получил только лет пять назад, окончив журфак СОГУ. Я это сделал, потому что не хотел быть "самоделкиным".
Если студенту нужны знания, он их обязательно получит. И когда говорят "чему можно научиться на факультете журналистики у нас во Владикавказе", на ум тут же приходят Эльбрус Дзабиев, Альбина Олисаева, Мадина Сагеева, Тимур Кусов и многие другие, кто сейчас делает полезный и качественный медиапродукт.
Работа для меня — самый лучший отдых
Заниматься только творчеством — это большая роскошь, на мой взгляд. Я человек практичный, хотел бы все в своей жизни разложить по полочкам и всему отвести свое время.
Я увлечен проектами, которые мы запустили: это и журнал Famous, и радио "Город", и видеопроизводство. Работа для меня — самый лучший отдых. Я испытываю колоссальное удовольствие, когда после тяжелого, но плодотворного дня буквально валюсь с ног, когда понимаю, что прожил его не зря — я сделал что-то и кому-то это принесет пользу.
Мне важно, чтобы меня любили в коллективе, и я даже требую, чтобы меня любили (смеется). Бывают, конечно, ситуации, когда споры выходят за рамки офисной этики, но сотрудники стали мне близкими людьми и, слава Богу, прощают меня.
Как руководитель я умею собрать вокруг себя людей и заразить их общей идеей, я стараюсь сделать так, чтобы коллективу было интересно, и думаю, именно поэтому многие люди остаются со мной на годы.
Если первое, о чем спрашивает человек, устраиваясь ко мне на работу, "а сколько я буду получать?", я отвечаю: "Стоп, а что ты умеешь делать? Покажи, насколько ты профессионален".
Журнал Famous дал дорогу многим начинающим фотографам, журналистам, дизайнерам, художникам. Фактически мы дали людям профессию; при этом, обучаясь в процессе работы, они еще и зарабатывали деньги. Это ли не кайф?
Famous стал взрослее
Журналу Famous уже практически восемь лет. Инициатором этого проекта был мой партнер по бизнесу. Я сразу сказал, что это не будет очередной глянец, и я не буду ходить на дурацкие тусовки. Поэтому наши первые номера — настоящий антиглянец, там и мусорные свалки, и социальная несправедливость…
Концепцию журнала мы придумывали вместе с Олей Абаевой, Аланом Темиряевым, Катей Беликовой. Тогда собрались люди, у которых было огромное желание и творческий потенциал, они могли работать двадцать четыре часа в сутки. Но запал очень быстро заканчивается, когда ты сталкиваешься с ежедневной работой.
До последнего времени мы выходили ежемесячно, сейчас — раз в три месяца и мне кажется, это оптимально. Журнал — это большой труд, а в условиях, когда ты живешь в регионе, где нет спроса на умный продукт, нет специалистов, которые могут конкурировать, когда технологии, подходы, интерес и темы в масс-медиа меняются очень быстро — выдержать этот темп очень сложно.
Famous стал взрослее. Я очень люблю этот проект, он нам сделал имя и известность.
Сейчас зазвучит офигительная музыка!
Впервые я услышал уличное радио в Краснодаре, а потом в Тюмени — в парке звучали советские патриотические марши, и возникло позитивное чувство откуда-то из детства, когда мы с мамой шли на первомайские праздники в город. Я загорелся идеей сделать что-то подобное во Владикавказе. Сыграли эмоции, на практике же все оказалось не так радужно.
В 2011 году мы повесили первый динамик на углу проспекта Мира и улицы Горького. Как сейчас помню: с телефона включили песню "Michelle", и я сказал тогда: "Представляете, в историческом центре города сейчас зазвучит офигительная музыка!" Радио стало гармоничной частью города, и сейчас всем кажется, что оно было всегда.
Большой творческий вклад в то, как звучит радио "Город", принадлежит Аделине Кайтуковой — она первый человек, с которым мы стали обсуждать репертуар. Мы сразу решили, что это будет и классическая, и джазовая, и национальная осетинская музыка — любая, в которой есть художественная ценность. Мне говорили, что нельзя смешивать классику и рок-музыку в одном эфире, что это неправильно с точки зрения маркетинга и формирования аудитории. Но я никого не послушал и оказался прав.
Радио "Город" любят. Жаль только, что сигнал пока не охватывает большую аудиторию, но это вопрос ближайшего времени.
Радио "Город" — хороший социальный проект, который воспитывает музыкальный вкус, да и просто поднимает прохожим настроение.
"Чтобы стоять, я должен держаться корней"
Я периодические пересматриваю все наши видеопроекты. Люблю, например, наш фильм про Осетинский театр. Не потому, что мы такие гениальные и хорошо знаем кинопроизводство, а потому, что он о людях, которые отдали свою жизнь искусству: это Владимир Тхапасаев, Зарифа Бритаева, Николай Саламов, Исаак Гогичев, Бибо Ватаев и многие, многие другие.
Фильм "Музыка, затерянная в веках" очень актуален, потому что существует глобальная проблема: стираются границы, размываются черты, отделяющие тебя от других, массовая культура разрушает бесценное творческое наследие народа. Кавказская музыка стала обезличенной, пошлой и не нужной никому, кроме пьяной публики.
Мы хотели рассказать об осетинской музыкальной культуре. Эта музыка не зажигательная, возможно, сложная для восприятия, но она идентифицирует народ, раскрывает его сущность, культуру. Как сказал Гребенщиков, "чтобы стоять, я должен держаться корней". Мы можем и должны делать сегодня проекты по типу Riverdance, сочетая традицию с современныыми выразительными средствами.
Журналист — это человек с чистой совестью, который делает благородное дело
Цель организации медиа-центра СОГУ — создать для студентов платформу, где они приобретут все необходимые практические навыки. Я хочу, чтобы выходя из университета, они могли прийти в любую телекомпанию или редакцию и самостоятельно сделать материал — написать, снять, смонтировать, озвучить. И тогда мы не будем иметь того хаоса, который у нас сегодня сложился в информационной среде.
Любой так называемый блогер может возомнить себя журналистом, но ведь чтобы быть им по-настоящему, нужно пройти обучение, узнать и понять, что такое этика и объективность в профессии.
У разных СМИ свои задачи и учредители: кто-то работает на дестабилизацию обстановки, кто-то занят имиджем главы республики или, наоборот, находится в оппозиции. Но в любом случае, это должны быть компетентные люди, чтобы аудитория хотя бы не тупела от прочитанного.
Изначально журналист задуман человеком с чистой совестью, который делает благородное дело. Но сегодня журналисты во всем мире — это солдаты, которые воюют за наш разум. Некоторые знают зачем, большая же часть выпускает материал, чтобы выполнить план и получить свои три копейки.
Конкуренция — важнейший стимулирующий фактор
Многие боятся конкуренции, стараются насолить, а все потому, что у них очень маленькое сердце и скудный ум. Ведь конкуренция — важнейший стимулирующий фактор.
Однажды я спросил Женю Поддубного, известного военкора на канале "Россия 24": "Сколько дней в месяц ты дома бываешь?" Он сказал, что очень мало. Я сказал: "Невозможно же так жить". А он ответил: "Когда ты знаешь, что за твоей спиной еще десять таких стоят и ждут, когда ты споткнешься и упадешь, знаешь, как это бодрит? И тут уже не расслабишься".
Человек может быть счастлив от любой мелочи
Когда я занимался музыкой, мы жили от концерта к концерту. Полностью погруженные в творчество, мы не зарабатывали деньги, но были счастливы.
В восемнадцать лет человек может быть счастливым просто оттого, что вечером встретился со своей девушкой и идет с ней по набережной, держа за руку. Ни за какие деньги этого не купить.
Есть фильмы и музыка, которые дают ощущение счастья жизни, и это питает тебя, а потом ты отдаешь эту добрую энергию дальше.
Человек может быть счастлив от любой мелочи, от того, что происходит каждый день — солнце встало, погода хорошая, любимые люди рядом. Много ли надо на самом деле?
Я верующий человек. Когда есть вера, нет тупика: в любой ситуации ты знаешь, что есть Господь и даже если произойдет самое худшее, у твоего существования есть продолжение.
Когда мы познакомились, он был Боно
Тимур Хугаев безумно любил музыку. Он обладал потрясающей энергетикой. В него влюблялись все — девушки, друзья… Певцом и музыкантом назвать его сложно, но он был настоящим фронтменом, лидером. Это была его выдающаяся способность.
Он всю жизнь искал себя. У него были разные образы: когда мы познакомились, он был Боно, а до этого — Брюсом Спрингстином, еще раньше — Виктором Цоем, а до Цоя был концерт, где он был солистом группы "Кармен".
Всю любовь, которая есть у меня в сердце, я передаю сыну
С появлением в моей жизни сына я стал понимать, что все, что я делаю — ради него. Марк занимает в моей жизни первое место, и это закон природы, ведь сын — продолжение рода, отец вкладывает в него все, чтобы не сгинуть из этого мира бесследно.
Мне непонятно, когда мужчины скрывают чувства к своим детям. Мы уже не живем в каменных домах высоко в горах, зачем оставаться суровыми? Если не проявлять любовь к детям, они вырастут агрессивными. Всю любовь, которая есть у меня в сердце, я передаю сыну, чтобы он был чувствительным, чтобы он мог полюбить в свое время, стать хорошим другом, воспринимать красоту этого мира.
Быть человеком, способным любить — сложнее, чем быть злым.
За последние двадцать лет мир кардинально изменился. Я помню дисковые телефоны у себя дома, виниловые пластинки и кассетные магнитофоны, я до сих пор умею играть на акустической гитаре.
Технологии все изменили. Плохо это или хорошо, покажет время. Но я знаю одно: пока человек существует, главные ценности — любовь, гуманизм — всегда будут неизменными.