Талантливая и подающая большие надежды художница Дзерасса Гаглоева рассказала корреспонденту Sputnik Анне Гогичевой о своем творчестве, любви к живописи с раннего детства и планах персональной выставки.
— Как началось твое увлечение живописью?
— Уже с самого детства я пыталась рисовать. Думаю и гены сказались, мои папа и дедушка — художники. Помню, совсем крохой я очень любила срисовывать рисунки и узоры с различных фантиков. Когда я была ученицей начальных классов в школе №6, родители все больше стали замечать в моих рисунках зачатки начинающего художника и решили перевести меня в Лицей искусств, за что я им безмерно благодарна. Именно там пришло сознание того, что я хочу творить и хочу посвятить себя искусству. Отдельное спасибо хочу выразить директору лицея и руководителю худкружка Лаврентию Павловичу Касоеву. Он основоположник моих базовых знаний в мире живописи, первое внушительное знакомство с классическим стилем искусства и выдающимися классиками я получила благодаря этому человеку.
— Что определило дальнейший твой путь в искусстве? Как родители отнеслись к твоему выбору?
— При поступлении в СОГУ на факультет искусств я сначала сомневалась, так как с детства я люблю животных и думала выучиться на ветеринара, но, в итоге, сделала выбор в пользу живописи, о чем ничуть не жалею. Преподавательский состав был очень сильный — Шалва Бедоев, Ахсар Есенов, Алла Асаева и другие. Они внесли большой вклад в совершенствование моего мастерства и правильно направляли. Многих детей родители отговаривают, говоря, что это несерьезно, что художникам сложно пробиваться и, зачастую, их работа едва ли может обеспечить приемлемый доход. Мои же родители всегда слышат меня, они могут дать совет или предложить что-то, но последнее слово оставляют за мной, так как это моя жизнь и мне ее проживать. Поэтому они полностью поддержали мой выбор и продолжают это делать. Это, своего рода, мудрая тактика общения со мной и доверие к свободе моего выбора, за что я их очень люблю.
— Какие цвета ты чаще используешь в своих работах? Расскажи о своем стиле.
— Люблю оранжевый, но каких-то определенных любимых цветов у меня нет. В последнее время я увлеклась черным — по рембрандтовским мотивам, и техникой темных фонов Караваджо. Интересны они мне тем, что когда ставишь что-либо на черный фон и немного подсвечиваешь, то цвета на контрасте начинают играть очень эффектно и красиво.
Конечно, мои работы далеки от работ великих основоположников реализма, но сейчас я хочу как можно подробнее изучить это мастерство. Ранее я работала в каком-то мультяшно-наивном стиле, где все цвета яркие. Наверное, мое мироощущение и яркая жизнь выливалась на холсты. При этом я все же отдаю предпочтение стилю "реализм" в классическом понимании, это направление можно отнести к классическому. Потихоньку есть тенденции отражения и современного стиля, так как мой супруг — современный художник, который занимается видеоартом, фото, перфоманс-инсталляциями. Он имеет влияние на процессы моего творчества, многое меняю благодаря его подсказкам. Он часто помогает менять ракурс моего восприятия и, в итоге, рождаются очень интересные вещи. Такой тандем очень расширяет творческие горизонты.
— Назови художников, чье творчество тебя впечатляет и вдохновляет?
— Еще в детстве на меня произвели громадное впечатление работы Айвазовского. Меня поразил бешеный реализм в его работах — волны, стихия, цвета. Это было мощно. Помню, я взяла у папы папку с его работами и часами могла рассматривать их. Сейчас для меня наиболее интересны Брюллов, Рембрандт, Караваджо. Из современников мне очень нравится Апанди Магамедов, Супьянов, Патимат Гусейнова — художники из Дагестана. Некоторые из них экспрессионисты, а другие совсем другого направления, но, в целом, они очень вдохновляют своими интересными работами. При всех своих достижениях, они очень открыты и просты в общении. Поясню, почему именно Дагестан — мой муж оттуда и сейчас я живу и работаю в городе Каспийске. Также люблю стрит-арт работы Бэнкси.
— Что ты считаешь самым значимым для себя событием в мире искусства?
— Пока самое значимое для меня событие — участие в симпозиуме современного искусства "Аланика" в 2014 году. После этого жизнь моя кардинально изменилась, у меня во многом изменился взгляд, открылись другие горизонты в понимании искусства. Это можно отнести и к судьбоносному событию — там я познакомилась с будущим мужем. На данный момент я больше развлекаюсь, пишу для себя. Эскизов и идей масса, но пока я в ожидании чего-то вроде творческого бума, чтобы все это довести до логического завершения.
— Как ты относишься к критике?
— Когда есть конструктивная критика я только "за". Поначалу, даже если не хочется ее принимать, она все равно заставляет тебя задуматься. Самый строгий критик для меня — мой муж. Он не жалеет и правдоруб, и его мнение для меня очень весомо. Его замечания всегда уместны, ни разу еще не было такого, чтобы он дал замечание в чем-то, и я его послушала, а это оказалось напрасным.
— Когда планируется первая персональная выставка и где?
— Пока у меня нет нужного количества работ, думаю в ближайший год это маловероятно. Конечно, любой художник подтвердит, что и за месяц можно "сляпать" работ для одной выставки, но это не то, чем я хочу себя представить. Я хочу сделать что-то исключительное, серьезное и впечатляющее, чтобы меня запомнили, уверенно заявить о себе как художнике. Поэтому лучше я не спеша проделаю качественную работу.
Я бы очень хотела, чтобы выставка прошла именно здесь, в Южной Осетии. Это, все-таки, моя родина. И хоть живу в Дагестане, я по-прежнему представляю Южную Осетию. Очень хочу, чтобы искусство здесь поднялось на более высокий уровень и развивалось — сейчас у нас небольшой застой, к сожалению. У нас очень много талантливых художников, мастеров и вообще людей искусства, которые малоизвестны для своего народа.