Самоубийство студента во Владикавказе: кто виноват?

© СОГУ имени К. Л. ХетагуроваСеверо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова
Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
В столице Северной Осетии студент совершил самоубийство. Sputnik спросил у представителей местной интеллигенции, что они думают о причинах трагедии

Анна Кабисова

Несколько недель назад СМИ Северной Осетии опубликовали новость о том, что бывший студент второго курса юридического факультета СОГУ Олег Савлаев покончил жизнь самоубийством.

В своем последнем сообщении, адресованном другу, Олег написал: "Славик, меня подставили преподы с юрфака. Я до сих пор не сказал, кто они, чтобы моей семье ничего не угрожало. На юрфаке опозорили меня в край. Я так не могу больше. Спасибо за то, что ты был мне хорошим другом и братом. Береги себя. Пусть все у тебя получится. Если когда-нибудь сможешь, помоги моим матушке и сестрам".

На основании этого сообщения, журналистами стали выдвигаться версии, что причиной решения Олега уйти из жизни, мог послужить факт сбора им денег со своих однокурсников с целью "оплатить" услуги преподавателя по оценке знаний.

Причины трагедии расследует следствие, а Sputnik попросил представителей интеллигенции республики высказать свое мнение о ситуации, ответив на вопрос: "Кто виноват и что делать?".

Марат Гурциев, студент факультета журналистики МГУ им. Ломоносова

Кто виноват? Скорее всего, система. Система, которая безжалостно поглощает молодых ребят. Точные обстоятельства сложившейся ситуации остаются неизвестными, но как бы там ни было, брал преподаватель деньги или же парень потратил их в угоду себе, факт остаётся фактом — коррупция в системе образования процветает. Ведь, если порядка ста человек решили дать взятку, значит они считают вполне уместным то, что им поставят дисциплину за купюры без проверки знаний. Это отвратительно, как и отвратительно то, что сотня людей даже не проверила кому они, собственно, давали деньги и насколько все это было уместно. Молодой человек сам вогнал себя в такую жуткую ситуацию.

Да, он был виноват, но найдись человек с парой-тройкой нужных слов, возможно, ситуация бы не дошла до такой крайности. Мораль сей, увы, были такова, что всегда нужно иметь голову на плечах и помнить, что из любой, даже самой сложной ситуации, есть выход. Надеюсь это будет уроком для других, хотя мало в это верю. Очень обидно видеть, как обесценилось высшее образование.

Альбина Даурова, доцент кафедры автоматизированной обработки СКГМИ (ГТУ)

Кто виноват? Семья в лице родителей, потому что, за выполнением ряда обязанностей "одеть-обуть-накормить", забывает о главной — вырастить человека в самом высоком значении этого слова.

Школа в лице учителей, классного руководителя и директора, потому что полагает, что задача современной школы — образовывать, но не воспитывать и учебное заведение в лице преподавателей, кураторов и руководителя, потому что не дает сегодня образование, а оказывает образовательные услуги, другими словами, организовывает бизнес-процесс.
Общество в лице друзей, подруг, приятелей и старших, потому что ровесники в массе своей так же беспомощны и инфантильны, а старшие, чья молодость пришлась на 90-е, — это, в основном, те, кто не способен влиять на сегодняшнюю молодежь.

Государство, потому что сводит молодежную политику к бестолковым сборищам, на которых дело подменяется разговорами о деле. По всему поэтому среднестатистический подросток-студент-молодой человек, с младых ногтей обделенный грамотным вниманием и предоставленный самому себе, оказывается не в состоянии ориентироваться в "бушующем океане жизни". Маяков нет. Авторитетов нет. Зато есть жажда "успеха", — ничего не делать и при этом иметь все. Что делать?

Государство свою позицию в обозримом будущем не скорректирует. Общество в ближайшее время не изменится. Учебные заведения, снизу доверху погрязшие в коррупции, вряд ли завтра вспомнят о том, что задумывались как храмы науки.

Школы, забывшие о свой воспитательной функции и забывающие об образовательной, не скоро начнут по-настоящему думать о тех, кого выпускают.

А вот семья может изменить ситуацию. И меняет. Если родители находят время для своих детей, если изо дня в день выполняют свою самую трудную родительскую работу на "хорошо" и "отлично", если помнят, что они являются, в определенном смысле, творцами человека — своего ребенка и "творят" его каждую минуту жизни, то все жизненные трудности и проблемы — друг, который предал, подружка, которая ушла к другому, "препод", который берет взятки, и многие другие — закаляют характер, а не загоняют в трагический тупик.

Сармат Мисиков, студент факультета журналистики СОГУ

Первая мысль была: "Ну почему же этот преподаватель не поставил зачет? Ведь деньги же получил…"

Однако, после того, как это мелькнуло в моей голове, сразу же стало противно — а почему он вообще взял эти деньги? Ведь изначально дело именно в этом, а не в злосчастном зачёте. Виноваты "преподаватели", благодаря которым некогда прямо пропорциональные понятия "получать знания" и "сдавать зачёты и экзамены" — таковыми больше не являются. Виновата коррупция и все ее "адепты", которые разрушают чужие жизни и, как уже неоднократно показывала практика, — свои тоже… К сожалению, повернуть время вспять невозможно, но общество в силах бороться и в первую очередь, с собой: искать альтернативу и убивать тот спрос, что порождает коррупционное предложение.

Алан Бигулов, философ

История с самоубийством молодого человека, студента ВУЗа, обнажает несколько проблем современного российского общества, из которых главной является снятие с себя социальных обязательств государством. В первую очередь, обязательство по созданию множества социальных лифтов. Сейчас государство поощряет только один социальный лифт — карьера госчиновника.

Лишь с ничтожным преувеличением можно сказать, что другие профессии не являются такими престижными, как руководящий чиновник, любого уровня. Можно быть сколь угодно высоким профессионалом-преподавателем, но ты все равно будешь человеком второго сорта, в том числе и по материальному вознаграждению.

Отсутствуют социальные лифты, связанные с мастерством и профессионализмом (исключая футболистов). Учителя, воспитатели, врачи, и люди еще целого ряда очень важных профессий, испытывают на себе колоссальное давление и вынуждены, по большому счету, выживать. И государство поощряет их способы выживания, перекладывая бремя социальных обязательств на родителей и детей. А что родители? Каждый из них желает помочь своем чаду как-то закрепиться в этой жизни, и воспринимая прозрачные намеки государства, что хорошая жизнь будет только у чиновников, честно пытаются встроить своих детей в этот социальный лифт любыми путями. А там место далеко не для всех, и одного ума мало, чтобы пробраться к заветному первому сорту, значит на родителей с детьми тоже ложится социальное давление.

Это социальное давление перерастает в психологическое и, неизбежно, что кто-то не выдерживает. И доходит до самоубийства. Молодой человек, который может быть, мог бы состояться как прекрасный повар, или столяр, или инженер, идет на "юрфак", чтобы пролезть в то, очень узкое игольное ушко, которое предоставило государство для сохранения самоуважения и достоинства. Понятно, что многим чихать на такие ходы государства и общественные представления об авторитете и престижности профессии, они все равно идут своим путем. Но не все могут себе позволить так решать жизненные задачи. А жаль, пора бы уже услышать, что государство советует нам держаться, сохранять здоровье и хорошее настроение. И все!

Лента новостей
0