ЦХИНВАЛ, 15 июн — Sputnik, Мария Котаева. Эрванд Джиоев со своими 15 детьми вынужденно уехал из Цхинвала в родовое село Чешиаг. В его коттедже в Цхинвале коммунальщики отключили газ из-за долга в 200 тысяч рублей. Чтобы не мерзнуть в холодном коттедже в микрорайоне "Московский" Эрванд еще прошлым летом вернулся в деревню.
Корреспондент Sputnik застала главу семьи с супругой Фатимой в поле — он не может позволить себе оставить хотя бы клочок своей земли необработанным. Запасов своих овощей семье должно хватать на год. Эрванду и Фатиме надо прокормить десять дочек и пять сыновей. Месячный доход семьи составляет не более 15 тысяч рублей.
"Жена — библиотекарь в сельской школе с зарплатой 2,8 тысяч рублей. Моя мать пенсионерка, получает около семи тысяч, пособия на детей по 200 рублей ежемесячно. Раз в год нам оказывают единовременную помощь 20 тысяч рублей через Минздрав. Продукты питания часто выдает Красный Крест, иногда простые люди отдают нам одежду", — рассказывает отец большого семейства.
Зарплата библиотекаря Фатимы уходит на штрафы за отсрочку судебных заседаний. Последние два года с должниками в суде разбирается ГУП "Энергоресурс". Эрванд считает, что не должен оплачивать старые долги за коммунальные услуги. Ведь ему обещали, что он от них свободен, и не кто-нибудь, а сам президент. Сейчас уже бывший.
Подарки Кокойты
"Бывший президент Эдуард Кокойты подарил нам, как многодетной семье, коттедж в микрорайоне "Московский" и квартиру на улице Гафеза. Он пришел к нам с депутатами Госдумы, там еще Арсен Фадзаев был, и сказал, что мы свободны от уплаты налогов, как многодетная семья. Никакими документами, конечно, эти обещания не были закреплены, но мы и вправду были свободны от налогов, ведь нам обещал президент", — вспоминает Эрванд.
Обещание президента кануло в Лету вместе с его отставкой в 2011 году, и самой большой семье в республике напомнили о долгах. В прошлом году коттедж отключили от газа.
"Уже наступали холода, дом не отапливался и мы вернулись обратно в деревню. На всю семью — три комнаты. В каждой комнате по три кровати и раскладушки, на которых мы все и умещаемся. В небольшой кухне завтракаем в две смены — сперва младшие, потом все остальные. Дети перешли из городской школы в сельскую", — рассказывает Эрванд.
Непомерный для многодетной семьи с мизерными доходами долг ее глава и не надеется выплатить. Куда больше судебных тяжб его волнует прогноз погоды. Из-за дождливых дней он не смог посадить на двух гектарах клубнику. Вместо этого он посадил 1500 саженцев помидоров и 12 мешков картофеля. И если для обычного огородника это непосильный объем работы, то для Эрванда с супругой — "раз плюнуть".
Деревенский роман
А начиналось все довольно романтично. 19-летний деревенский парень Эрванд влюбился в юную Фатиму, которая приезжала из города к бабушке на летние каникулы.
Зеленоглазый загорелый парень сразу покорил сердце девушки, вскоре они поженились и остались жить в деревне. Постепенно Фатима стала привыкать к новой жизни и стала опорой для своего супруга во всем. Считая себя "мудрой женщиной", она ему ни в чем не перечит, и даже когда Эрванд решил вырубить участок леса под огород, она не увиливала от тяжелой работы под предлогом необходимости присмотреть за детьми.
Чтобы превратить заросший кустарником лес в аккуратно вспаханный огород, Эрванду с Фатимой пришлось выкорчевывать кустарники и пни.
"Я огородил два гектара леса под огород. Два дня экскаватор вывозил мусор, пни и кустарники. Потом выжигал траву. Земля была твердая, пришлось вскопать ее трактором шесть раз, два раза культивацию провел, чтобы почву измельчить. Сейчас земля готова к посеву", — рассказывает он.
Вырыл котлован, в который собирается родниковая вода для орошения. Для полива урожая Эрванд привозит дизельный генератор, подключает насос и только потом может орошать огород. Но воды, по расчетам Эрванда, все равно не хватит на весь участок.
"У меня нет такой возможности, но хотелось удлинить бассейн, чтобы запасов воды в нем было не менее 2000 тонн. Этот родник не высыхает даже летом, и он постоянно был бы полон. А с оросительной водой летом проблемы. Вон в селе есть основной канал, и тот летом высыхает", — рассказывает земледелец.
Неудачи в прошлом и планы на будущее
Он надеется, что неудачи прошлых лет перестанут его преследовать и урожая этого года будет хватать не только на семью, но и на продажу.
"В 2011 году я посадил 8 тысяч саженцев помидоров. Урожай в 20 тонн овощей из-за фитофтороза весь пропал. Тогда это было большим ударом для меня. В следующий раз я посадил несколько тысяч семян капусты. Когда капуста, наконец, появилась, стадо коров зашли на участок и уничтожили весь урожай. Одни корешки торчали из-под земли. Надеюсь, хоть сейчас мне повезет", — рассказывает Эрванд.
Пока Эрванд делится своими планами на будущее и со смехом вспоминает про свое невезение, его сыновья Сослан и Алекс аккуратно засыпают удобрения в ямки под саженцы. Потом забыв про эти обязательства, начинают гоняться друг за дружкой. Эрванд любя журит их за лень и продолжает работу вместе с супругой.
Эта пара не из тех, кто жалуется на судьбу. Старшие две дочки замужем и преподают физкультуру в сельских школах. Еще две дочки — студентки, учатся и работают продавщицами в магазинах. На выручку балуют младших сестер и братьев одеждой и игрушками. За школьниками и дошколятами в городской квартире присматривает бабушка.
Эрванд считает, что ему не везет последние четыре года, и очень надеется поправить свое финансовое положение, если ему повезет с урожаем. В планах у него — построить парник. Он даже собрал металлические детали для каркаса, но для реализации этой идеи, ему нужно около пяти миллионов рублей. Своих денег нет, а за помощью к государству он уже обращался неоднократно. Но безрезультатно.