Эксперт-экономист Павел Ковальский работает в Южной Осетии уже второй год. В республику он попал по специальной программе, направленной на оказание помощи в развитии югоосетинской экономики. За время работы советником главы Минэкономики Ковальский на практике познакомился с положением дел в Южной Осетии и поделился своим мнением в интервью Sputnik.
— Как, на ваш взгляд, обстоят дела с экономикой в республике, в частности в сфере предпринимательства?
— На сегодняшний день мы наблюдаем, что по структуре занятости очень многие работают в бюджетной сфере и мало занятости во внебюджетной. Главная задача управленцев от экономики в том, чтобы у людей был более широкий выбор во всех сферах занятости.
В любой стране мира, в принципе, малый и средний бизнес — катализатор создания большого количества рабочих мест. Как один из приоритетов малый и средний бизнес конечно должен быть, но это не значит, что надо делать упор только на него. Экономика должна быть сбалансирована. Поддерживать надо всех, как малые формы, так и крупные. Стремиться к тому, чтобы в реальном секторе работало больше как можно людей. Чтобы были предприятия, рестораны, кафе и так далее.
— Как этого можно добиться, учитывая, что бюджет Южной Осетии это, в основном, инвестиции из РФ?
— В большой степени, конечно, бюджет формируется за счет помощи РФ, но стоит отдать должное тому, что доля собственных доходов в общем "мешке" за прошлый год возросла на 15%. Южная Осетия начинает более эффективно работать и зарабатывать. Чтобы добиться самодостаточности, здесь нужно и российскую финансовую помощь использовать максимально эффективно.
В Инвестпрограмме прописана строка — "деньги на развитие реального сектора экономики", что и предполагает помощь инвесторам и предпринимателям, которые осуществляют инвестиционные проекты. В частности, могут субсидироваться процентные ставки по полученным кредитам, возмещаться часть затрат на закупки производственного оборудования, субсидироваться расходы в сфере растениеводства.
Но любая поддержка государства должна предполагать строгую отчетность по бумагам и регламентам. Любой предприниматель должен уметь привыкать работать цивилизованно, по современным стандартам.
В Южной Осетии все условия реализации проектов, в сфере законодательства и господдержки, доступны и более выгодны, чем на территории России.
— Почему в Южной Осетии так популярна система "купи-продай" и так мало производится товаров?
— Это, что называется, "правда жизни" — ведь предприниматели не могут действовать по указке. За что, как они считают, им могут платить деньги, то они и открывают и предоставляют — это здорово! Здесь высказывать какое-то порицание — абсолютно неправильно.
К тому же товарное производство здесь сложно развивать. Оно подразумевает рентабельность и окупаемость, а чтобы это обеспечить производство при численности населения 53 тысячи, нужно выходить на серьезные объемы производства и сбыта и это сложно. А реальный рынок сбыта для любых продуктов — это рынок РФ, где надо конкурировать и соответствовать всем стандартам российских производителей.
Хотя, несомненно, в Южной Осетии есть предпосылки и ресурсы для создания промышленного производства, к примеру, открытие мясоперерабатывающего завода "Растдон" и рассадка яблоневых садов интенсивного типа "Сады Ирыстона" на территории 50 гектаров.
— Какие еще сферы можно развивать в Южной Осетии, чтобы это было перспективно?
— Здесь большой потенциал во многих сферах. В принципе, по климатическим условиям, есть перспективы для туризма и сельского хозяйства.
Безусловно, есть потенциал в сфере розлива воды — очень много источников. Но определенно говорить и выделять что-то одно — не совсем правильно.
Со стороны югоосетинского правительства пристальное внимание оказывается всем сферам. Любой, кто в реальном секторе экономики что-то серьезное предпринимает и на что-то ориентирован, будет принят с распростертыми объятиями.