Анна Гогичева
Югоосетинские автовладельцы, приобретающие страховые полисы, зачастую скептически относятся к подлинности и эффективности документа на практике, считая, что это просто бумажка, упрощающая пересечение границы с Россией.
Стоимость полиса на один год составляет 3765 рублей, возможно, его невысокая цена дает повод сомневаться в эффективности автострахования.
Между тем, директор пока единственной в Южной Осетии страховой компании "Алания" Феликс Битиев заявил Sputnik, что выдаваемый ими полис — официальный документ, который действует как на территории Южной Осетии, так и в России.
"Мы исправно, в течение трех рабочих дней при наступлении страхового случая, возмещаем полагаемую сумму согласно тарифам, утвержденным правительством Южной Осетии, хотя по закону мы можем рассматривать дело в течении 14 дней", — отметил Битиев.
Он уточнил, что "неважно, где произошло ДТП — на территории РФ или Южной Осетии, лимит, который по закону может быть выплачен, составляет 40 тысяч рублей".
Битиев отметил, что автовладельцы регулярно обращаются в страховую компанию, и только в предыдущем месяце было выплачено около 180 тысяч рублей.
"Чтобы водителям упростить проверку на контрольно-пропускных пунктах или при возникновении вопросов у инспекторов ГИБДД о действительности страхового документа, к нему прилагаются выписки законов и соглашений, подтверждающих законность данной страховки. Сами полисы печатаются на госзнаковской бумаге. Подделать ее сложно, хотя, есть и такие прецеденты", — сказал директор.
По словам Битиева, водители, не имеющие страховой полис, согласно российским законам могут быть оштрафованы на сумму 500 — 800 рублей.
Директор страховой компании отмечает, что начиная с 2008 года проблем при предъявлении документа сотрудникам ГИБДД на российской территории не возникало, бывают лишь звонки для подтверждения статуса выдачи документа данному автовладельцу.
Мнение ГИБДД
О том, как на страховые полисы реагируют сотрудники ГИБДД, и пользуются ли они сами страховкой Sputnik спросил у начальника Государственной автоинспекции Эльбруса Цховребова.
"Я сам езжу и по нашей республике, и по территории РФ со страховым полисом компании "Алания", и ни разу никаких вопросов при предоставлении документа у меня не было. Однако к нам в июле 2016 года поступил запрос генеральной прокуратуры о запрете сотрудникам МВД требовать у водителей страховой полис. Генпрокуратура ссылается на то, что в РЮО вообще нет системы обязательного страхования", — отметил Цховребов.
В Госавтоинспекции при этом считают, что для урегулирования деятельности в страховой сфере достаточно принятого парламентом в 2003 году закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта".
В ГИБДД также отмечают, что "по местной страховке при предоставлении в страховую компанию заполненных протоколов о дорожном происшествии, проблем с выплатами не возникает".
По понятиям
Между тем подавляющее большинство автолюбителей Южной Осетии в случае ДТП предпочитают регулировать свои отношения самостоятельно — по возможности и без вмешательства сотрудников ГИБДД.
Если авария не очень серьезная, а виновный в ней очевиден, водители договариваются о выплате суммы "на глазок", или просто оплачивают ремонт в автосервисе не задумываясь, что страхование гражданской ответственности может сберечь нервы и деньги участников ДТП.