В интернете есть видеозапись выступления Татьяны Черниговской "Почему собаки не ходят в музей?", в котором одна из умнейших женщин современности рассуждает о влиянии культуры и искусства на развитие и состояние человеческого мозга. Если свести к нескольким словам лекцию выдающегося ученного в области нейронауки и психолингвистики, то, можно сказать: собакам чуждо чувство прекрасного, они не ходят в музей или, скажем, в филармонию, потому, что их мозг не в состоянии воспринимать искусство.
То же самое происходит с людьми. Если не готовить мозг с раннего детства, не тренировать его, не воспитывать, не стоит ждать чуда. Точно так же как собаке, человеку не будут интересны и понятны культурные процессы. Да, возможно, под влиянием моды или из любопытства такой человек придет посмотреть на инсталляцию разрекламированного автора или пробьется на статусный концерт, но это не означает, что он сможет вынести что-либо из этого опыта, что-то понять или по-настоящему оценить. Максимум — попробует обозначить свои эмоции: было скучно или весело. Чудес в этой сфере не бывает.
Недавно была на концерте в обновленной Владикавказской филармонии, настроилась послушать музыку, а не смогла. Знаете, почему? Вокруг все разговаривали. Сначала я даже не поняла, что мне так мешает, а потом сообразила — гул голосов. Позади, впереди, по диагонали, люди сидели и говорили — кто между собой, кто по телефону.
Я не помню, чтобы в прежние времена в филармонии такое было возможно. Что изменилось? Акустика, стены, музыканты? Нет, изменились люди, а точнее, воспитание, общий культурный уровень страшно упал.
Несколько последних десятилетий культура в Осетии финансировалась по остаточному принципу или не финансировалась вообще. На руководящих постах в этой области мы наблюдали, за редким исключением, случайных управленцев. Деньги, выделявшиеся под развитие и реконструкцию объектов культуры откровенно разворовывались.
В 90-е чиновники открыто хвастались тем, что им удавалось отбиться от капитальных ремонтов музеев, и таким образом сэкономить для бюджета республики какие-то копейки. В нулевых вошло в моду быть "продвинутыми", посещать культурные мероприятия, говорить речи "о великом наследии" и "выдающихся представителях", но на этом "поддержка культуры" также заканчивалась.
Все эти годы работники культуры находились в унизительном положении: их словно сознательно делали неким ненужным, архаичным приложением. Проблемы культуры и искусства замалчивались, а в глазах общества обесценивались. Все что "делалось" в этой области в Осетии, на самом деле только подрезало культуру под корень.
Заброшенные музеи, закрытые концертные залы — такие вещи не проходят даром. Посеявший ветер — пожнет бурю. Теперь мы имеем массу проблем: от внешних — претензии соседних республик на наше культурно-историческое наследие, до внутренних — поколение, выросшее при «закрытых дверях и заколоченных окнах». Не имеющее не малейшего представления о духовной, гуманистической основе классического искусства, о его значении в формировании полноценной личности.
С одной стороны, это потребители массовой культуры, с ее очень условными и примитивными эстетическими удовольствиями, с другой, представители неких субкультур, противопоставляющих себя тому, о чем по сути не имеют ни малейшего представления.
И те, и другие, нахватавшись поверхностных знаний, с пафосом декларирует нафталиновые идеи, не подозревая, что идут по кругу, который общество уже прошло и не однажды. Открывая для себя то, что уже было открыто более ста лет назад.
Лозунг "искусство умерло" — в истории человечества провозглашался не раз, и Рафаэля, и иных старых мастеров предлагали выкинуть из музейных залов, дабы освободить их под инсталляции с дохлыми рыбами. Однако, если бы по прошествии времени эти идеи утвердились, то сегодня мы не стояли бы в многочасовых очередях в Эрмитаж, в Русский музей и не раскупали билеты в Большой, за полгода вперед.
Молодые (и не очень) люди, которым совершенно не стыдно демонстрировать отсутствие базовых знаний и абсолютно не страшно называть культурно-историческое наследие — мертвым грузом — это те, кого мы потеряли. Увы, но это те, кого породило наше общество потребления, в гонке за личной выгодой и наживой и в ходе планомерного разрушения культурных основ, подрыва авторитета работников культуры и десакрализации духовных ценностей.
Возможно сегодня уже просто поздно объяснять тем, кто вырос на камнях, что культура — это почва, основа, без которой существование нации ставится под угрозу.
Надо просто четко понимать, что музеи, а с ними разумеется и театры, и концертные залы, выполняющие функцию сохранения культурного наследия — это стратегически важные объекты, и каждый, кто посягает на них, на их здания, территории, фонды, репутацию — является очевидным врагом, прежде всего своего народа, своего государства. И это не шутки.
Если еще лет сорок назад Осетия была недосягаема для соседних республик в плане культурного развития, то сегодня именно мы оказались в наиплачевнейшем состоянии.
Тот период останется в памяти фотографиями чиновников с мертвыми оперными дивами, бедствиями оркестра Булата Газданова, прозябанием филармонического оркестра, культом национальных комиксов и музеями, обворованными своим же народом.
С этим все ясно, перелистнули.
Вопрос, каким станет новый период и что ждет нас завтра? Как не превратиться в республику "собак, которые не ходят в музеи".
Сегодня необходима консолидация всех сил: работников культуры, интеллигенции, ученых, политиков, меценатов, чтобы выйти из сложившегося состояния. Обратить пристальное внимание на проблемы тех же музеев и сделать все от нас зависящее, чтобы они жили своей полноценной, культурной жизнью, чтобы они функционировали, работали, развивались в своих филиалах, воспитывали. Воспитывали — ключевое слово. Сегодня это вопрос дальнейшего существования нашего этноса. Наши дети должны расти в иных условиях, в условиях бережного, трепетного, уважительного отношения к искусству, к духовной культуре и к нашему наследию.