ЦХИНВАЛ, 3 апр — Sputnik, Мария Котаева. Когда-то Вадим Бесаев ни за что не поверил бы, если бы ему сказали, что он сможет с легкостью шить не только свадебные и коктейльные платья, но и театральные костюмы к известным мюзиклам и балетам.
Он учился в Цхинвальском художественном училище, но желание создавать декорации для спектаклей привлекало его больше, чем холсты, краски и кисти. Поэтому после окончания худучилища он уехал в Санкт-Петербург поступать в Театральную академию. Но на факультет сценографии прием был уже закрыт, и Вадиму не оставалось ничего другого, как учиться на художника-технолога по сценическому костюму.
"Я сдал вступительные экзамены на курс, где среди 12 девушек был единственным парнем. Все уже умели шить, а я и не знал, с какой стороны подходить к швейной машинке. Пару месяцев — и я догнал однокурсниц. Преподаватели начали давать мне сложные заказы для театра. Постепенно с головных уборов я вышел на пошив костюмов для театра", — рассказал Вадим корреспонденту Sputnik.
Он не считает эту работу необычной для мужчины на Кавказе.
"Грубо говоря, я портной. Эта профессия издавна была мужской, а художник-технолог вытекает уже из этой профессии. Мои друзья в Цхинвале хорошо ее воспринимают", — говорит Вадим.
По его словам, профессия художника-технолога по сценическим костюмам очень редкая, в России ей можно научиться только в Театральной академии Санкт-Петербурга и в МХАТе.
"Художники-технологи всегда остаются невидимыми для зрителя. Нам дают рисунки, а дальше уже начинается моя работа по созданию костюма, разработке кроя, фактуры, подборке тканей и отделки", — объясняет Вадим.
После изучения истории создания костюма он стал помощником заведующего пошивочного цеха в Михайловском театре оперы и балета в Санкт-Петербурге. Позднее Вадима пригласили в Мариинский театр технологом по головным уборам. Сложным системам построения и созданию расчетных формул при создании кроя Вадим обучался в Московском экспериментальном цехе по конструированию верхней одежды.
Редкая профессия художника-технолога далась Вадиму с такой легкостью, что вскоре он уже шил сценические костюмы для ведущих российских театров к известным мюзиклам и балетам. Свои работы на сцене он видел не раз.
"Я шил костюмы к балету "Спящая красавица", которым открывали Большой театр. После этого я участвовал в шитье костюмов к балету "Руслан и Людмила". Для мюзикла "Бал вампиров", который ставили в Санкт-Петербурге, я сшил головные уборы и одно платье", — перечисляет свои работы Вадим.
Он вспоминает, что театр требовал большой ответственности и отнимал практически все его время — дни, а то и ночи, уходили на эскизы и лекала.
"Вся ответственность лежала на мне. Малейший промах может испортить всю остальную работу и ты не видишь ни секунды свободного времени", — рассказывает Вадим.
Театр не дает свободы для художника, как может показаться на первый взгляд, продолжает Вадим. Художнику по костюмам приходится терпеть капризы бухгалтерии, художника-постановщика, режиссера, артистов.
"Я уставал и не мог реализовать свои планы по пошиву настоящих театральных костюмов, чтобы они были в холле театра и люди могли бы любоваться ими в антрактах", — рассказывает художник.
В один из отпусков он поехал отдохнуть в родной Цхинвал и, навестив родственников в соседнем Владикавказе, случайно попал в русский драматический театр имени Вахтангова.
"Русский драмтеатр во Владикавказе — старейший на Кавказе. Он даже старше, чем театр имени Вахтангова в Москве. Было интересно посмотреть, как там шьют костюмы. На второй день я уже работал в этом театре художником по костюмам, а через месяц возглавил пошивочный цех", — вспоминает Вадим.
Он работал на два города. Шил костюмы для спектаклей драмтеатра во Владикавказе и ездил в Москву, где готовил эскизы и лекала для пошива.
"Я уставал от такого режима. В Москву больше не хотелось, и я обосновался во Владикавказе, где проработал три года. Я поставил там более десяти спектаклей, начиная с разработки эскизов и заканчивая пошивом костюмов. Когда понял, что роста уже нет, я оставил все это и приехал в Цхинвал ", — рассказывает художник.
Сменив знаменитые театры, Вадим вернулся в родной город всего месяц назад и взял в аренду крохотную мастерскую в городском Доме быта. Там он и принимает заказы.
Наверное, впервые в Цхинвале появился мастер, которому по плечу и пошив коктейльных платьев, и пальто с костюмами.
"Неважно, где я работаю, главное, что я не жду чужих указаний и занимаюсь любимым делом", — считает он.
Скоро о нем прознали столичные модницы и вот уже в одежде "от Бесаева" щеголяют несколько из них. С каждым днем заказов у Вадима все больше. Даже, казалось бы, не привередливые в моде цхинвальские мужчины уже заказывают себе костюмы с элементами национальной символики. На пошив одного костюма Вадиму достаточно пяти дней.
"Я готов шить мужские и женские головные уборы, костюмы, пальто и жакеты, выпускные и свадебные платья на кринолинах, национальные платья со встроенными корсетами, танцевальные и сценические костюмы для певцов и ведущих", — перечисляет он длинный список своих услуг.
Сегодня многие знаменитости предпочитают бутикам одежду на заказ. Для цхинвальцев, по словам Вадима, такая роскошь, как частный пошив, будет доступна за приемлемую сумму.
"Дешевле, конечно, приобрести фабричную одежду. В шитье на заказ есть свои преимущества. Если в магазине ты покупаешь то, что тебе предлагает завод, то при заказе клиент сам выбирает фасон, крой, длину и с учетом всех нюансов фигуры, изготавливается качественная вещь из хорошей ткани. Это куда лучше, чем переплачивать за переделку уже купленной вещи", — сказал Вадим.
Сейчас художник, ушедший из всех театров, работает над заказами от жителей Цхинвала, которые с каждым днем приходят к нему все чаще.