ЦХИНВАЛ, 29 мар — Sputnik. Участники женевских дискуссий по безопасности в Закавказье не добились продвижения в принятии заявления о приверженности принципу неприменения силы. Представители Южной Осетии обвинили в этом грузинскую делегацию.
В Женеве завершился 39 раунд дискуссий по безопасности в Закавказье, в которых на равноправной основе принимают участие представители Южной Осетии, Абхазии, России, Грузии, США при посредничестве ЕС, ООН и ОБСЕ.
"Предложенный югоосетинской делегацией вариант краткого заявления участников дискуссий о приверженности принципу неприменения силы был поддержан почти всеми участниками, однако неконструктивная позиция грузинской делегации вновь не позволила принять такое заявление", — говорится в итоговом сообщении югоосетинской делегации.
На фоне продолжающейся агрессивной риторики грузинских властей представители Южной Осетии и Абхазии выразили серьезную обеспокоенность в связи с продолжающимся сближением Грузии с НАТО и созданием на ее территории инфраструктуры альянса.
В то же время участники дискуссий отметили стабильную ситуацию на югоосетино-грузинской госгранице. Однако югоосетинские участники также отметили, что в последнее время меняется информационно-пропагандистская тактика Грузии в отношении грузино-югоосетинской госграницы.
"Грузинские власти все чаще преподносят задержания пограничниками нарушителей границы как "похищения" с последующим "выкупом". Была также отмечена провокационная направленность регулярно устраиваемых Грузией "экскурсий" для иностранных делегаций на линию госграницы", — говорится в итоговом сообщении.
Участники дискуссий положительно оценили деятельность МПРИ и эффективность функционирующей при МПРИ "горячей линии" связи. При этом было отмечено, что попытки грузинской стороны политизировать обсуждаемые на встречах вопросы идут вразрез с мандатом МПРИ.
Одной из тем нынешней встречи, как и в ходе предыдущих дискуссий, стали вопросы, связанные с поиском похищенных грузинскими силовыми структурами и без вести пропавших на территории Грузии граждан Южной Осетии.
Представители Южной Осетии продемонстрировали видеоматериалы, доказывающие, что пропавшие без вести в 2008 году югоосетинские граждане находились и насильно удерживались силовыми структурами Грузии. Югоосетинские участники выразили надежду, что в 2017 году международный эксперт ОБСЕ Душан Игнятович продолжит работу по поиску пропавших без вести осетин.
"Общая атмосфера встречи в Женеве была осложнена принятой ООН резолюцией "Сотрудничество с Грузией". Написанный под диктовку из Тбилиси текст документа содержит абсурдные обвинения в адрес Южной Осетии, якобы нарушающей права грузинского меньшинства. Югоосетинские представители охарактеризовали резолюцию СПЧ ООН как неуклюжую попытку очернить государственность Южной Осетии и Абхазии в глазах международного сообщества", — отмечается в сообщении югоосетинской делегации.
Участники от Южной Осетии также обратили внимание на высокую вероятность связи между деятельностью занимающегося микробиологическими исследованиями так называемого Центра общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара и участившимися в последние годы в Осетии эпидемическими вспышками опасных заболеваний людей и животных, вызываемых новыми штаммами вирусов.
Внимание участников дискуссий вновь было обращено на угрозу сохранности осетинских памятников на подконтрольных Грузии территориях Тырсыгома и других частей Восточной Осетии, куда не допускается вытесненное оттуда осетинское население.
Южная Осетия также потребовала возвращения похищенной Грузией в 1991 году иконы-триптиха.
Проблемы беженцев на 39 раунде не обсуждались, было отмечено, что возобновление обсуждений этой темы станет возможным только в случае прекращения Грузией попыток искусственной политизации проблемы.
Следующая встреча в Женеве запланирована на июнь 2017 года.