Владикавказ и МЕТРО

© Sputnik / Наталья Селиверстова / Перейти в фотобанкГипермаркет Metro
Гипермаркет Metro - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Во Владикавказе начинают строить МЕТРО - гипермаркет, торговая площадь которого будет достигать 10 тысяч квадратных метров. Знатоки экономики уже сломали копья, обсуждая, благо это или зло для экономики республики.

Власти преподносят это событие как прорыв в инвестиционной политике, рапортуя о том, что в строительство гипермаркета будет вложен 1 млрд рублей, а ежегодные налоговые отчисления в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды составят от 40 до 60 млн рублей, будет создано 100 рабочих мест. Критики уверены в том, что появление такого крупного игрока на осетинском оптовом рынке мгновенно разорит ряд предприятий малого и среднего бизнеса, лишит единственного заработка сотни людей, "делающих деньги" на поставках продуктов. И те 100 рабочих мест, которые предоставит торговый монстр, окажутся каплей в море безработных предпринимателей, которые потеряют возможность кормить свои семьи.

Аргументы обеих сторон казались убедительными, поэтому, оказавшись в Москве, я ради любопытства отправилась прямиком в Метро. Разумеется, отсутствие карточки ИП, необходимой, чтобы проникнуть на эту территорию выгодных цен, в нашей республике не станет ни для кого препятствием. Мы же умеем даже покупать в Амиго по скидочной карте незнакомой подруги, которая подруга бывшей подруги. Возможно, препятствием могло бы стать отдаленное расположение торгового центра, но я верю в нас — народ, который занимает очередь в KFC, обязательно доедет и до МЕТРО.

В общем, МЕТРО, во всяком случае, московский, это очень удобно: огромный ассортимент продуктов в огромном помещении, удобная логистика, возможность купить все и сразу, включая свежие фрукты и овощи. Скажем так, все плюсы супермаркета и рынка в одном флаконе. Поэтому надо признать очевидное: МЕТРО обязательно станет конкурентом для всех игроков на продуктовом рынке. По другому, согласно закону Архимеда, и быть не могло бы. Другой вопрос — кто пострадает первый и насколько сильно. Выступать экспертом в области ритэйла не могу, но как потребителю и клиенту разных торговых продуктовых точек (я хожу на рынок, могу заказать доставку из "Забавы", иногда беру продукты в долг в магазинчике около дома) мне кажется, что меньше всех пострадают как раз маленькие "придомные" торговые точки, куда можно выбежать из дома, зайти после работы и где можно записаться в тетрадку "до зарплаты". Они, возможно, став клиентами МЕТРО, даже расширят ассортимент и увеличат собственный доход.

Хуже придется супермаркетам, но их, наверняка, спасет удобное расположение, потому что ехать в Метро за бутылкой подсолнечного масла неинтересно, да и лень. А закупать продукты на неделю вперед, по-моему, во Владикавказе массово не принято. А те, кто это делает, едут обычно на продуктовые оптовые ряды владикавказских рынков. Именно рынки и станут главной жертвой МЕТРО, как мне кажется. Во всяком случае, если бы я закупала продукты оптом для дома, магазина, ресторана, после посещения МЕТРО я бы даже близко к рынку не подошла. Это просто разный уровень комфорта. И вот здесь я хочу вспомнить историю терактов на рынках Владикавказа. Вернее то, что происходило после. А именно: выводы о невозможности обеспечения безопасности и рекомендации силовиков эти рынки закрыть. Помнится, о решении закрыть Центральный рынок даже объявляли публично. Потом, правда, передумали.

Так вот, если МЕТРО заводится в республику с целью закрыть оптовую часть владикавказских рынков полностью, чтобы превратить их в цивилизованные городские цветочно-фруктовые базарчики, тогда, конечно, в его появлении есть стратегический смысл. Тогда можно говорить о том, что в перспективе улучшится санитарное состояние города, появятся свободные участки земли, уменьшится количество мест скопления народа, а значит, нивелируются террористические угрозы. И это будет отлично, потому что оптовые рынки — это прошлое. Настоящее это МЕТРО. С такой перспективой станет понятным и упорное стремление МЕТРО зайти во Владикавказ, который даже не миллионник.

Правда, тогда непонятно, зачем при перспективе занять такой рынок МЕТРО надо было предоставлять им участок — корпорация вполне могла бы и купить его по рыночной цене. Потому что выгода для бизнеса в данном случае очевидна, а для республики — нет. 100 рабочих мест не в счет. Но это только в том случае, если есть принципиальное решение наконец-то избавиться от уличной торговли продуктами. В этом случае и МЕТРО, и те чиновники, которые принимают решения, наверняка смогут рассчитывать на поддержку населения. Если же все сведется к простому переделу денежных потоков и закрытию рынков, и то не тотальному, а конкретных владельцев, то тогда уже будет интересно задать вопрос о том, кто "заводит" МЕТРО во Владикавказ и нет ли в этой истории с выделением бесплатного участка коррупционного сговора и конфликта интересов. И понаблюдать — не появится ли во всех МЕТРО страны вода осетинских производителей, к примеру, ТБАУ, сразу после открытия магазина во Владикавказе? Пока ее там точно нет — я посмотрела.

Лента новостей
0