Политолог Артур Атаев — для Sputnik
Визит президента Южной Осетии в Москву дает повод для новых заявлений со стороны руководства НАТО. В феврале и начале марта текущего года военно-политические чиновники альянса уже потребовали, в очередной раз, отозвать признание государственности Южной Осетии и Абхазии. На этом фоне армия РЮО готовится к вхождению в состав Вооруженных сил России, что будет стабилизирующим фактором для всего Кавказа.
Согласно официальной информации пресс-службы Кремля, 21 марта президенты России и Южной Осетии "отдельно рассматривали вопросы безопасности в Закавказском регионе". Примечательно, что Леонид Тибилов прилетел в Москву в разгар предвыборной кампании, за двадцать дней до выборов президента РЮО. Очевидно, что переговоры ранее не планировались, так как предвыборное политическое напряжение диктует необходимость присутствия первого лица в республике.
Но именно сейчас политическое руководство двух стран не может не обратить особое внимание на военно-политическую ситуацию в регионе.
Встреча между президентами проходила на фоне интенсификации сотрудничества НАТО и Грузии. В марте делегация военного комитета альянса посетила Тбилиси, где в очередной раз прошли переговоры с высокопоставленными военными и политиками.
Также практически синхронно со встречей Путин — Тибилов заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Геттемюллер встречался с министром внутренних дел Грузии Мгебришвили в Брюсселе. Данный визит позиционируется западными наблюдателями как ключевой для отношений между НАТО и Грузией.
На этом фоне в западных источниках продолжают звучать оскорбительные для южных осетин пропагандистские формулы, что "Южная Осетия давно является одной из главных пешек на геостратегическом шахматном поле Владимира Путина".
Судя по регулярности подобных заявлений, Южная Осетия остается одним из основных раздражителей для западных акторов, заинтересованных в усилении антироссийских сил на Кавказе.
Транснациональные политики, в отличие от некоторых отечественных экспертов, реально оценивают геополитические позиции и возможности Южной Осетии. Западные эксперты при анализе сегодняшнего военно-политического капитала РЮО учитывают в большей степени не численность вооруженных сил (артиллерию, пехотное вооружение и средства ПВО), что делают, например, российские эксперты, а выгодное геополитическое положение, позволяющее контролировать Грузию "изнутри".
90% государственной границы Южной Осетии — это территория, прилегающая к грузинской. Таким образом, 4 тысячи квадратных километров югоосетинской территории позволяют контролировать воздушное и сухопутное пространство части Грузии, потенциального члена НАТО.
В своем последнем февральском заявлении, касающемся Южной Осетии, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в очередной раз призвал Россию отказаться от признания государственности бывшей грузинской автономии. На этом фоне логичным прозвучало заявление Столтенберга, что НАТО "будет продолжать представлять практический инструментарий, чтобы помочь Грузии идти по пути будущего членства в НАТО". Это заявление было сделано как одно из основных в рамках работы комиссии Грузия — НАТО.
Активизация геополитических противников России по созданию "Закавказского плацдарма НАТО" в Грузии не может не вызывать обеспокоенности.
При этом геополитические соперники Москвы продолжают утверждать, что конфликт вокруг Южной Осетии затрагивает как отношения между Россией и Грузией, так и отношения между Россией, НАТО и Европейским союзом. На такой интерпретации конфликта западные политики и эксперты акцентируют внимание в своих заявлениях и меморандумах.
На этом фоне подписание соглашения о порядке вхождения отдельных подразделений Вооруженных сил ЮО в состав российской армии — это назревший шаг. Очевидно, что этот вопрос был одним из основных в ходе встречи Путина с Тибиловым.
Безусловно, лидеры двух стран отдают себе отчет в том, что процесс поглощения Грузии военно-политическим блоком НАТО и антироссийские позиции официального Тбилиси реально могут дестабилизировать равновесие на Большом Кавказе. Одним из механизмов противодействия этому является вхождение Вооруженных сил РЮО в состав Армии РФ.